Рояль. 27,5 Гц.

Тема в разделе "Теория звука", создана пользователем RockMeister, 11 фев 2014.

  1. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Господа, у меня есть большие пробелы в матчасти. Прошу найти ошибки в моих умовыводах.

    Дано: рояль, естественная акустика, человеческие органы слуха. Без микрофонов, мониторов, записи и т.п.

    Мысли:
    Нижний диапазон. Ля субконтроктавы равно 27,5 Гц. Линейно ли рояль воспроизводит основные частоты колебания струн? Если да, то почему мы не слышим эти 27,5 Гц так, как слышим 440?
    Связано ли это с нелинейностью человеческого слуха? Если да, то почему мы в попсовом треке слышим 27,5 Гц из сабвуфера, хотя спектроанализатор не показывает подьёма АЧХ на низах?

    (27.5 Гц - это образная величина. Может быть и 32 и 40).

    Простите, если непонятно излагаю мысли. Спрашивайте, я попытаюсь перефразировать.
     
    ncNxonAT нравится это.
  2. Alexey Lukin

    Alexey Lukin Well-Known Member

    Регистрация:
    11 июн 2003
    Сообщения:
    1.874
    Симпатии:
    1.111
    Чувствительность слуха на частоте 27 Гц примерно на 40 дБ ниже, чем на 440 Гц. Но в нижних нотах фортепиано мы слышим не основной тон, а преимущественно гармоники, которые, к тому же, намного мощнее основного тона объективно:

    [​IMG]
    Типичный спектр нижних нот рояля.
    Белый микрофон над басовыми, желтый — над верхними струнами.

    Высоту тона слух в данном случае определяет по гармоникам, т.е. 27 Гц можно услышать и при полном отсутствии этой частоты в звуке.
     
    Последнее редактирование: 12 фев 2014
    smirniy, Stapleton, Дед и 3 другим нравится это.
  3. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Спасибо, Алексей!

    Вы привели сейчас 2 утверждения:
    а) что человеческий слух слышит 27 Гц на 40 Дб ниже, чем 440 Гц;
    б) что рояль на 27 Гц звучит тише, чем гармоники той же струны (судя по спектрограмме).

    Можно ли из этого сделать вывод, что нелинейность рояля и слуха умножаются?
     
  4. Alexey Lukin

    Alexey Lukin Well-Known Member

    Регистрация:
    11 июн 2003
    Сообщения:
    1.874
    Симпатии:
    1.111
    Нелинейностью обычно называют нелинейные искажения. А вы имеете в виду неравномерность чувствительности слуха на разных частотах и неравномерность спектра рояля. В это смысле — да, эффекты складываются, и услышать реальный основной тон становится практически невозможно. Слышится лишь вымышленный.
     
    smirniy, ncNxonAT и RockMeister нравится это.
  5. smack

    smack Середняк

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    14.312
    Симпатии:
    12.113
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Адрес:
    Kiev megavillage, Ukraine
    +100500, причем не только у фортепиано. А распространенная ошибка доморощенных звукоделов в том, что они пытаются работать с основными тонами, а не с гармониками.
     
    smirniy нравится это.
  6. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Фортепиано - это тоже образ :)
     
  7. James Kru

    James Kru Well-Known Member

    Регистрация:
    15 дек 2009
    Сообщения:
    1.477
    Симпатии:
    1.357
    Адрес:
    Королёв, Москва
    Тут бы хорошо, кмк, акцент поставить про особенности подготовленного слухового восприятия. Сложение коррелируемых звучаний обертонов даёт полноценное ощущение унтертона у подготовленного слушателя.
     
    smirniy нравится это.
  8. Alexey Lukin

    Alexey Lukin Well-Known Member

    Регистрация:
    11 июн 2003
    Сообщения:
    1.874
    Симпатии:
    1.111
    По-моему, восстановление пропущенного основного тона возникает у всех слушателей, даже неподготовленных. Но, возможно, для музыкального восприятия очень низких тонов и нужна некоторая подготовка. Я, например, плохо различаю нижние ноты фортепиано на слух.
     
    smirniy нравится это.
  9. James Kru

    James Kru Well-Known Member

    Регистрация:
    15 дек 2009
    Сообщения:
    1.477
    Симпатии:
    1.357
    Адрес:
    Королёв, Москва
    Я по этому и решил уточнить :). В старой записи мы не столько слышим звук в субконтроктаве, сколько понимаем, что это субконтроктава, потому что звучит иначе чем в контроктаве.

    "- Контрафагот, что вы врёте? Дайте Си!

    - Бр-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

    - Дайте Си бемоль!

    - Бр-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р.

    - Ладно, оставьте как было."
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2014
    Kokarev Maxim, djjack, LampK и 4 другим нравится это.
  10. medved1961

    medved1961 Well-Known Member

    Регистрация:
    24 сен 2005
    Сообщения:
    2.185
    Симпатии:
    904
    Адрес:
    Москва
    James Kru, Спасибо,давно я так не смеялся
     
  11. James Kru

    James Kru Well-Known Member

    Регистрация:
    15 дек 2009
    Сообщения:
    1.477
    Симпатии:
    1.357
    Адрес:
    Королёв, Москва
    [OFF]
    Да это ж старый академ. анекдот :). Рассказывая, изображаем контрафагот как трактор или пердёж.[/OFF]
     
    PSV и smirniy нравится это.
  12. smack

    smack Середняк

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    14.312
    Симпатии:
    12.113
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Адрес:
    Kiev megavillage, Ukraine
    Знаю более радикальную концовку - блин, играйте, что хотите... )))
     
  13. ljekio

    ljekio хоныч

    Регистрация:
    11 дек 2007
    Сообщения:
    2.333
    Симпатии:
    2.772
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Toksova
    А всегда смешно, когда его еще раз слышишь/читаешь :)
    Первый раз когда рассказали, чуть истерика не произошла
     
  14. SergM/S

    SergM/S Active Member

    Регистрация:
    12 апр 2008
    Сообщения:
    247
    Симпатии:
    72
    дык, то анекдот, а вот быль..
    Настраивается духовой оркестр. Дирижёр дует в камертон. Трубы... так.. выдвиньте немного.. хорошо.. следующий.. Доходит очередь до валторн. Сегодня валторна одна, к тому же это новичок Паша. Кто не знает, мундштук валторны узенький, одними губами можно делать глиссандо больше тона. Паша волнуется, поэтому получается дикое фруллято неопределённого происхождения. Дирижёр: таак.. попробуй ещё.... ладно, раздувайся пока. Настраивает тромбоны, тубы.. снова Паша. На этот раз лучше - длинное красивое глиссандо вверх. Дирижёр: таак, ну выдвини немного.. Длинное глиссандо вниз.. теперь задвинь.. попробуй... опять вверх.. Дирижёр после долгой паузы, озадаченно: таак.. ну, посиди послушай.
     
  15. medved1961

    medved1961 Well-Known Member

    Регистрация:
    24 сен 2005
    Сообщения:
    2.185
    Симпатии:
    904
    Адрес:
    Москва
    Так и я о том же.Как -то все подзабылось,а тут пока ржал ,вспомнил,как первый раз это услышал....
     
  16. Music_Hawk

    Music_Hawk Well-Known Member

    Регистрация:
    24 май 2009
    Сообщения:
    7.151
    Симпатии:
    2.018
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    www.elationmiclab.com
    Адрес:
    Ближнее Надмосковье
    Ещё байка про суперниз
    Подзывает чел с пятиструнным контрабасом скрипача-абсолютника и, извлекая сааамый низ, ехидно спрашивает: какая нота?- не знаю, честно отвечает абсолютник.
    - Вооот! Радуется басист. И я не знаю, а главное - никто не знает!
     
    SoundExplosion нравится это.
  17. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Если мы физически слышим обертоны в хорошо слышимом диапазоне, почему же бывает сложно определить ноту?
     
  18. Alexey Lukin

    Alexey Lukin Well-Known Member

    Регистрация:
    11 июн 2003
    Сообщения:
    1.874
    Симпатии:
    1.111
    Для определения ноты важна не столько громкость (слышимость), сколько высота ноты. Слух обладает определенной разрешающей способностью по высоте, порядка 5–10 Гц, в зависимости от громкости. Уже в низу большой октавы ширина полутона становится менее 5 Гц, т. е. начинаются проблемы с определением ноты.
     
  19. Hron

    Hron Well-Known Member

    Регистрация:
    13 апр 2011
    Сообщения:
    3.025
    Симпатии:
    1.937
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    smirniy, drshader и Music_Hawk нравится это.
  20. Alexey Lukin

    Alexey Lukin Well-Known Member

    Регистрация:
    11 июн 2003
    Сообщения:
    1.874
    Симпатии:
    1.111
    Конечно, это зависит от уровня громкости и от тренированности уха.
     
  21. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Хорошо. Но ведь обертона, которые мы слышим, отличаются в десятки и сотни Гц.
     
  22. vovka

    vovka Active Member

    Регистрация:
    2 апр 2007
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    103
    Адрес:
    г. Николаев
    Да, но они кратны арифметически, а не, скажем, октавно. Берем арифмометр. Нота ля пооктавно (нам же нужно тон определить!): 27,5 - 55 - 110 - 220 - 440 - 880 и т.д. Гц. Считаем обертона:
    1 - 27,5
    2 - 55,0
    3 - 82,5
    4 - 110,0
    5 - 137,5
    6 - 165,0
    7 - 192,5
    8 - 220,0
    Так вот, с учетом неравномерности слухового восприятия, а также насыщенности гармониками вышеуказанной ноты спрашивается - возможно ли в этой каше ТОЧНО определить основной тон без ошибок? Отвечаю - никоим образом! (почти по М. Булгакову).
    Для точного определения тона нужна ненавязчивая поддержка октавных обертонов (не будем пока лезть в гармоническое темброобразование).
     
    Последнее редактирование: 14 фев 2014
    smirniy нравится это.
  23. Bernard

    Bernard Well-Known Member

    Регистрация:
    11 июл 2008
    Сообщения:
    2.039
    Симпатии:
    1.815
    Пол:
    Мужской
    0,75 - 1,5...
     
  24. Alexey Lukin

    Alexey Lukin Well-Known Member

    Регистрация:
    11 июн 2003
    Сообщения:
    1.874
    Симпатии:
    1.111
    Наличие гармоник действительно помогает, с гармониками порог различимости снижается примерно в 3 раза, и проблемы отодвигаются в низ контроктавы и субконтроктаву. Я не особый спец в психоакустике, но понимаю так, что гармоники помогают восприятию высоты тона в том случае, если в одну критическую полосу слуха умещается не более одной-двух гармоник. Для низких звуков это не так: в каждой критической полосе появляется несколько гармоник, а это создает биения на выходе слуховых фильтров, размывает гистограммы интервалов между нервными импульсами — и это затрудняет определение высоты тона.

    Возможно, И. А. Алдошина сможет прокомментировать более квалифицированно.
     
    smack и RockMeister нравится это.
  25. convex

    convex без понтов

    Регистрация:
    25 фев 2011
    Сообщения:
    2.988
    Симпатии:
    2.167
    Род занятий:
    job
    Адрес:
    Красноярский край
    подниму темку следующим наблюдением: прописывая партию баса, заметил, что ноты ниже малой октавы съезжают ровно на пол-тона вверх в моем восприятии, что мешает брать правильные ноты (на миди-клаве, канеш). помогает прописывание октавой выше с последующим опусканием. когда добавляются другие инструменты, слышу, что бас звучит правильно и воспринимается в тональности. как только солируешь его - опять звучит выше. пытался найти для себя объяснение - в итоге забил. не владею многими знаниями в области психоакустики, или к чему еще можно отнести это явление, потому просто решил не париться. вот такая хрень. я не один такой, надеюсь )))
    зы: кста, могу ошибаться, т.к. не помню - мож наоборот воспринимается ниже чем есть. ну суть понятна. плавает ровно на пол-тона
     
    smirniy нравится это.
  26. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    convex, то же самое замечаю на многих семплерных бас-гитарах.
     
    convex нравится это.
  27. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    я вот по тесту побегал, интересно, результат примерно 1.5 Гц. Но штука в том, что там в качестве тест сигнала синусоида. А если бы это был какой-нибудь богатый гармониками сигнал, я уверен, можно было бы гораздо точнее определить. Если основной тон изменяется на 1 гц, то верхние гармоники изменяются на бОльшую величину, значит слуху легче различать изменения тона.

    например, сигнал 100 Гц гармоники у него 200, 300, 400 и тд. А если сигнал 101 гц, то гармоники 202, 303, 404 и тд. четвертая гармоника меняется уже на 4 гц, и слух это уверенно почувствует.


    У бас гитары возможно в этом же причина - основной тон близок к синусу, а гармоники вылезают в основном в момент атаки. Можно ради интереса попробовать побольше перегруза ввалить на комбе и послушать.
     
  28. convex

    convex без понтов

    Регистрация:
    25 фев 2011
    Сообщения:
    2.988
    Симпатии:
    2.167
    Род занятий:
    job
    Адрес:
    Красноярский край
    Methafuzz, дык в том-то и дело, что независимо от обработки такая хрень (без добавления гармоник всякими усирателями и с ними). вот именно от высоты ноты это зависит. мож просто у некоторых из нас особенность слуха такая, хотя я на него не жалуюсь, вощимта. кста, когда-то вычитал, что некоторые люди с очень чувствительным слуховым аппаратом слышат, как у них вращаются глазные яблоки. ну дык это про меня. а до того, как узнал про это, думал, что это у всех ))) вощим, путаница у меня в башке, ребяты. ну да и хрен с ним, собсно, поделиться просто хотел. вот узнал, что рокмейстер тож в басу теряется. и да! с живым басом это не работает - видимо, особенность сэмплированных библ - их ведь явно обрабатывают для простоты юзания. мож и есть в этом противоречия, хз
     
  29. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Но в наушниках потерянность намного меньше, чем на мониторах. Может быть, мои Truth B2030A на низах начинают добавлять кучу гармоник? А баера 770-е в этом плане более твердолобые?
     
    smirniy нравится это.
  30. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    а запросто, между прочим. ФИ ведь гадит мама не горюй...
     
  31. James Kru

    James Kru Well-Known Member

    Регистрация:
    15 дек 2009
    Сообщения:
    1.477
    Симпатии:
    1.357
    Адрес:
    Королёв, Москва
    Может я в объяснении чего-то не допонял, но, судя по описанию, всё должно быть строго наоборот. Наушники добавляют гармоник, поэтому унтертон психоакустически "восстанавливается" мозгом. А мониторы НЕ добавляют гармоник, поэтому "потерянность" намного больше. Чем больше обертонов, тем проще сознанию представить себе унтертон.
     
    smirniy нравится это.
  32. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    James Kru, ну а у меня наоборот - мониторы лажают :)
     
  33. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    Я имел в виду, что ФИ добавляет "плохих" гармоник, которые сбивают слух... Подробностей не просите, это просто догадка ))
     
  34. Makka

    Makka Максим Владимирович

    Регистрация:
    8 фев 2011
    Сообщения:
    790
    Симпатии:
    311
    Адрес:
    Saint-P/Surgut
    у ФИ просто есть своя резонансная частота.

    По сабжу я замечал, что можно в жару не заметить, если на басу на четвертой струне возьмешь фа вместо нужной ми, к примеру, out of tune замечается намного меньше (низ валит и валит), чем в более высших регистрах, и это нормально. Но чтобы все строго на пол тона уезжало - о таком первый раз слышу) Или вы не можете просто определить ноту плюс-минус пол тона?
     
  35. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    ну тогда он на ней резонирует, плюс гармоники. Все достаточно логично...

    По поводу баса, кстати, возможно просто бас недостаточно хорошо строит. Видели бас гитару у парня из Dirty Loops? Обратите внимание на лады ))

    henrik_linder.jpg
     
  36. Rarr

    Rarr Well-Known Member

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    5.407
    Симпатии:
    5.585
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Запись Музыки
    Адрес:
    Москва
    Это проблема отсутствия темперации.

    Да, он же бедолага гудит практически на одной частоте..
     
  37. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    только что вот слазил на сайт Mattisson, они об этом и пишут. Специальная опция, кривые лады, именно для того чтобы ровно играть вместе с клавишными и тд.
     
  38. Rarr

    Rarr Well-Known Member

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    5.407
    Симпатии:
    5.585
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Запись Музыки
    Адрес:
    Москва
    На самом деле темперации нет как раз у клавишных синтюков разных...:)
     
  39. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Да, это фото полгода назад тоже натолкнуло меня на мысль о проблеме софтового баса из-за темперации.
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2015
  40. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    она у них равномерная, точнее сказать. ) Заговор, понимаешь ))
     
  41. Rarr

    Rarr Well-Known Member

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    5.407
    Симпатии:
    5.585
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Запись Музыки
    Адрес:
    Москва
    Понимаю. Им так удобнее. Но нормальным музыкантам уши ломает.
     
  42. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    Ну как удобнее, у обычного фортепиано по другому и не сделаешь, да и большинство клавишных синтов не могут играть в натуральном строе. Хотя вроде бы, современная техника должна позволять микротональные подстройки в реальном времени, я серьезных препятствий к этому не вижу...
     
  43. Rarr

    Rarr Well-Known Member

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    5.407
    Симпатии:
    5.585
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Запись Музыки
    Адрес:
    Москва
    Обычное фортепиано нормальные настройщики как раз настраивают по кривой Рэйлсбека. А синты сильно дороже станут,да и коммерческого смысла не видят, типа и так сойдёт.
     
  44. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    Кривая Рэйлсбека это психоакустика, это не то же самое, что темперирование. Темперирование относится к квинтовому кругу. Помню первый опыт, еще в школе, когда чинил электроорган "Юность", там 12 крутилок, сначала я его настраивал тупо по слуху в домажорной гамме, квинта без биений и тд. И никак не мог понять, почему он зараза в других тональностях фальшивит. Интернета тогда не было, случайно в книжном магазине нашел пыльную книжку типа "Акустика муз. инструментов" и там только нашел способ, что каждая квинта в квинтовом круге должна быть занижена на одно биение в секунду. Вот после этого все зазвучало сразу же ))
     
    smack нравится это.
  45. Rarr

    Rarr Well-Known Member

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    5.407
    Симпатии:
    5.585
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Запись Музыки
    Адрес:
    Москва
    Хорошая темперация это и есть учет психоакустики-:)
     
  46. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    как-то раньше всегда думал об этих явлениях раздельно, возможно у них какая-то общая основа. С одной стороны, небьющая квинта ведь явление чисто математическое, но с другой стороны чувство гармонии в человеке тоже заложено на уровне естества )) Гармония явно есть и в точных науках и в естественных...

    http://en.wikipedia.org/wiki/Piano_acoustics

    вот тут пишут, что кривая Рэйлсбека показывает разницу между нормальной (?) настройкой фортепиано и равномерно-темперированной. Что значит в их понятии "нормальная" настройка, интересно?
     
    smack нравится это.
  47. Lenny Moria

    Lenny Moria Active Member

    Регистрация:
    29 янв 2015
    Сообщения:
    182
    Симпатии:
    148
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Композитор
    Адрес:
    Москва
    Алдошина как раз это описывает, приводя тот же график, что в этой статье. Связано с негармоничностью спектра звучащих струн. Они не идеальны, так как существуют в реальных условиях (есть целый рад очевидных причин для всяческих неравномерностей в их характеристиках). Так что их обертоны строго говоря не всегда являются гармониками, что порождает отклонения от реальной частоты. Поэтому и настройка "нормальная" отличается от темперированной, она просто учитывает эти особенности: натяжение струны оказывается не только пропорционально длине/массе/упругости, но так же и учитывает негармоничность спектра и связанные с этим отклонения от "идеального" натяжения, необходимые для хорошего результата.
    Но проще у Алдошиной почитать (в главе по акустике музыкальных инструментов большой раздел посвящён фортепиано). Мне там не всё далось легко, могу интерпретировать не точно)))
     
    RockMeister нравится это.
  48. Methafuzz

    Methafuzz Loading. Please, wait...

    Регистрация:
    16 май 2006
    Сообщения:
    4.414
    Симпатии:
    1.788
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Калуга
    А, ну я что-то тогда затупил... Что тут непонятного, нормальная настройка это как раз и есть РТ скорректированное по кривой Рэйлсбека ))

    То бишь, нормальная настройка это самая музыкальная с точки зрения психоакустики
     
  49. smack

    smack Середняк

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    14.312
    Симпатии:
    12.113
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Адрес:
    Kiev megavillage, Ukraine
    У электромеханических пиано (Rhodes, Wurlitzer etc) этот эффект ярче в разы :)

    При нажатии нижних клавишей они звучат гораздо выше, чем средний регистр :) - правда, при включении усиления эффект исчезает )))

    Понятно, что речь идет о реальных инструментах, а не VST. :)

    Кстати, о настройках - т.е. о "хорошо темперированном клавире" и "не очень хорошо темперированном" :) -
    у VST Rhodes'a от Scarbee есть опция stretch tuned. Рекомендую любознательным в качестве наглядной демонстрации теоретических выкладок.
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2015
    RockMeister, Methafuzz, convex и ещё 1-му нравится это.
  50. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    6.117
    Симпатии:
    2.633
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    Вы имееете в виду - при использовании звукоформирующих кабинетов, характерных для этого инструмента; или усиления в целом? :)
     

Поделиться этой страницей