Нам думается, данные статьи будут полезны обитателям форума.
Написаны они все, исходя из большого количества просмотренных топиков в данном разделе, а так же из нашего опыта.
В данных статьях хотелось бы немного поговорить простым, понятным языком на тему искажений усилителей, динамиков и активной и пассивной акустики. Во всяком случае изложить наше видение некоторых вопросов и проблем проектирования акустических систем, а так же попытаться уяснить некоторые моменты, которые являются причиной постоянных "холиваров" между посетителями форума(и не только этого).
"Трактат" разделён на несколько частей:
Итак, начнем с динамиков.
В следующий раз - будем обсуждать нелинейные искажение в динамиках, усилителях, фильтрах и их связках друг с другом.
Написаны они все, исходя из большого количества просмотренных топиков в данном разделе, а так же из нашего опыта.
В данных статьях хотелось бы немного поговорить простым, понятным языком на тему искажений усилителей, динамиков и активной и пассивной акустики. Во всяком случае изложить наше видение некоторых вопросов и проблем проектирования акустических систем, а так же попытаться уяснить некоторые моменты, которые являются причиной постоянных "холиваров" между посетителями форума(и не только этого).
"Трактат" разделён на несколько частей:
- Динамики: “профессиональные” и “бытовые”
- Нелинейные искажения: Нелинейные искажения связки “усилитель-динамик”, “усилитель-акустическая система”
- Активная и пассивная акустика.
Итак, начнем с динамиков.
Начинаем мы с них для того, чтобы уяснить принципиальную разницу между «профессиональными» и «бытовыми» динамиками – это важно для правильного понимания многих вещей. Так же здесь предпринята попытка простым языком объяснить - как влияют те или иные параметры динамика на звук.
Подавляющее большинство современных мониторов в мире (в том числе и N-Monitors) спроектированы на, так называемых, «бытовых» динамических головках. Причем, бытовыми они называются весьма условно. В отличие от, опять же, условно называемых «профессиональными», динамиков, они обладают более тяжелой массой(Mms) подвижной системы, что позволяет им отыгрывать ниже по-частоте (низкая резонансная частота(Fs) ), чем их «профессиональные» братья. Но, как известно, ничего не бывает просто так, и утяжеление подвижной системы приводит к снижению КПД (чувствительность, Sensitivity) при прочих равных.
И, если для среднестатистического «профессионального» динамика, диаметром 8 дюймов, показатели Fs лежит в пределах 60-80Гц, Mms: 15-20Грамм, а чувствительность в районе 95дБ/Ватт/метр, то для типичной, добротной «бытовой восьмёрки», эти параметры будут следующие: Fs: 25-35Гц, Mms: 20-30Гр, Sens.: 88-91дБ.
В итоге имеем ситуацию, когда для «бытовых» нужд динамик диаметром 8 дюймов – уже “без пяти минут” сабвуфер, а для «профессиональной» гвардии – он всего лишь мидбас или среднечастотная головка. И резонансными частотами в районе 25-35Гц обладают крайне малое число даже 18-и дюймовых «профессиональных» драйверов.
Цели снижения резонансной частоты в ущерб чувствительности вполне оправданы: уменьшение габаритов акустики для студийных и бытовых целей.
Так же очень важным, но, почему-то, незаслуженно опускаемый из виду,является следующий параметр - силовой фактор(Force Factor): BL. Говоря простым языком, силовой фактор - это сила, которая сообщается подвижной системе динамика при подаче электрического сигнала на звуковую катушку динамика. Косвенно влияет на долговременную мощность динамика. Перегрев магнита при высокой мощности приводит к резкому снижению его магнитных свойств, и через несколько секунд динамик можно нести в мастерскую на замену подвижной системы или на перемотку катушки - тут уж как повезет:smartass:. Ферритовые магниты после охлаждения восстанавливают(почти) свои магнитные свойства. Неодимовые магниты после перегрева можно выкидывать.
Так же из силового фактора и массы подвижной системы можно получить один очень важный параметр: фактор ускорения (Fa), который равен отношению BL/Mms и говорит о скорострельности динамика и способностью отрабатывать быстрые импульсы (та самая читаемость, быстрота и тд и тп). Если для хорошего 8-и дюймового “бытового” динамика(например, Seas CA22RNX), Фактор ускорения равен 0,318, то для “про-” 8ки Fa будет выше 0,5, в основном из-за более лёгкой подвижной системы Считается, что динамики с Fa <0.25 малопригодны для воспроизведения средних частот. Регулировать Fa можно либо массой "подвижки" либо более "сильным магнитом". Первое приведет к повышению резонансной частоты и сужению диапазона в НЧ. Второе приведет к утяжелению и удорожанию динамика.
С высокочастотными драйверами – ситуация иная не только в параметрах, но и в конструкции. Здесь ВЧ «для дома» и ВЧ «для профи» отличаются кардинально. И пищалками «профессиональные» ВЧ драйверы назвать не поворачивается язык из-за габаритов, веса, и всего остального. Например, звуковая катушка у неплохого и не самого мощного (до 50Вт) «про-» ВЧ--драйвера составляет 2дюйма. В то время как у хорошего 8-и дюймового «бытового» динамика – диаметр катушки 1.5дюйма. Вес сопоставим.
Вот такая получается забавная ситуация. Что, впрочем, тоже понятно. «Профессиональные» компоненты используются в самых различных условиях эксплуатации, и, как правило, эти условия далеко не самые благоприятные. «Профессиональные» динамики и драйверы должны максимально долго выдерживать перегрузки, быть максимально надёжными и ремонтопригодными. Например, ВЧ-драйвер PAudio PA-D38 можно отремонтировать «на коленке» за 5 минут с помощью одной отвёртки, установив ремонтный комплект.
Как уже было замечено – ничего не бывает бесплатно. И «про-» компоненты имеют, как правило, менее гладкую АЧХ, большой вес, габариты и тд.
Так же “про-” ВЧ-драйверы являются компрессионными. Звуковая катушка вместе с куполом помещены внутри камеры с довольно узким выходом, относительно диаметра звуковой катушки. К выходу драйвера присоединяется рупор, определяющий угол раскрытия на СЧ/ВЧ частотах, излучаемых драйвером.
Вобщем - разные цели, разные подходы к проектированию динамиков и драйверов.
Некоторые “профессиональные” динамики применяются в проектировании студийных мониторов: мониторы Reflextion Arts, Westlake Audio, некоторые модели JBL и т.д. В Reflection Arts используются топовые НЧ динамикки JBL и компрессионные драйверы TAD. TAD - это подразделение компании Pioneer, выпускающие первокласные “про-” динамики с превосходными параметрами и соответствующей ценой.
В данной статье были описаны лишь основные отличия бытовых динамиков от профессиональных. Есть еще множество параметров, оказывающих большое влияние на звучание и на подход к проектированию: например, индуктивность звуковой катушки(Lvc), или жесткость подвеса и тд. Но они сознательно были опущены в данной статье.
Подавляющее большинство современных мониторов в мире (в том числе и N-Monitors) спроектированы на, так называемых, «бытовых» динамических головках. Причем, бытовыми они называются весьма условно. В отличие от, опять же, условно называемых «профессиональными», динамиков, они обладают более тяжелой массой(Mms) подвижной системы, что позволяет им отыгрывать ниже по-частоте (низкая резонансная частота(Fs) ), чем их «профессиональные» братья. Но, как известно, ничего не бывает просто так, и утяжеление подвижной системы приводит к снижению КПД (чувствительность, Sensitivity) при прочих равных.
И, если для среднестатистического «профессионального» динамика, диаметром 8 дюймов, показатели Fs лежит в пределах 60-80Гц, Mms: 15-20Грамм, а чувствительность в районе 95дБ/Ватт/метр, то для типичной, добротной «бытовой восьмёрки», эти параметры будут следующие: Fs: 25-35Гц, Mms: 20-30Гр, Sens.: 88-91дБ.
В итоге имеем ситуацию, когда для «бытовых» нужд динамик диаметром 8 дюймов – уже “без пяти минут” сабвуфер, а для «профессиональной» гвардии – он всего лишь мидбас или среднечастотная головка. И резонансными частотами в районе 25-35Гц обладают крайне малое число даже 18-и дюймовых «профессиональных» драйверов.
Цели снижения резонансной частоты в ущерб чувствительности вполне оправданы: уменьшение габаритов акустики для студийных и бытовых целей.
Так же очень важным, но, почему-то, незаслуженно опускаемый из виду,является следующий параметр - силовой фактор(Force Factor): BL. Говоря простым языком, силовой фактор - это сила, которая сообщается подвижной системе динамика при подаче электрического сигнала на звуковую катушку динамика. Косвенно влияет на долговременную мощность динамика. Перегрев магнита при высокой мощности приводит к резкому снижению его магнитных свойств, и через несколько секунд динамик можно нести в мастерскую на замену подвижной системы или на перемотку катушки - тут уж как повезет:smartass:. Ферритовые магниты после охлаждения восстанавливают(почти) свои магнитные свойства. Неодимовые магниты после перегрева можно выкидывать.
Так же из силового фактора и массы подвижной системы можно получить один очень важный параметр: фактор ускорения (Fa), который равен отношению BL/Mms и говорит о скорострельности динамика и способностью отрабатывать быстрые импульсы (та самая читаемость, быстрота и тд и тп). Если для хорошего 8-и дюймового “бытового” динамика(например, Seas CA22RNX), Фактор ускорения равен 0,318, то для “про-” 8ки Fa будет выше 0,5, в основном из-за более лёгкой подвижной системы Считается, что динамики с Fa <0.25 малопригодны для воспроизведения средних частот. Регулировать Fa можно либо массой "подвижки" либо более "сильным магнитом". Первое приведет к повышению резонансной частоты и сужению диапазона в НЧ. Второе приведет к утяжелению и удорожанию динамика.
С высокочастотными драйверами – ситуация иная не только в параметрах, но и в конструкции. Здесь ВЧ «для дома» и ВЧ «для профи» отличаются кардинально. И пищалками «профессиональные» ВЧ драйверы назвать не поворачивается язык из-за габаритов, веса, и всего остального. Например, звуковая катушка у неплохого и не самого мощного (до 50Вт) «про-» ВЧ--драйвера составляет 2дюйма. В то время как у хорошего 8-и дюймового «бытового» динамика – диаметр катушки 1.5дюйма. Вес сопоставим.
Вот такая получается забавная ситуация. Что, впрочем, тоже понятно. «Профессиональные» компоненты используются в самых различных условиях эксплуатации, и, как правило, эти условия далеко не самые благоприятные. «Профессиональные» динамики и драйверы должны максимально долго выдерживать перегрузки, быть максимально надёжными и ремонтопригодными. Например, ВЧ-драйвер PAudio PA-D38 можно отремонтировать «на коленке» за 5 минут с помощью одной отвёртки, установив ремонтный комплект.
Как уже было замечено – ничего не бывает бесплатно. И «про-» компоненты имеют, как правило, менее гладкую АЧХ, большой вес, габариты и тд.
Так же “про-” ВЧ-драйверы являются компрессионными. Звуковая катушка вместе с куполом помещены внутри камеры с довольно узким выходом, относительно диаметра звуковой катушки. К выходу драйвера присоединяется рупор, определяющий угол раскрытия на СЧ/ВЧ частотах, излучаемых драйвером.
Вобщем - разные цели, разные подходы к проектированию динамиков и драйверов.
Некоторые “профессиональные” динамики применяются в проектировании студийных мониторов: мониторы Reflextion Arts, Westlake Audio, некоторые модели JBL и т.д. В Reflection Arts используются топовые НЧ динамикки JBL и компрессионные драйверы TAD. TAD - это подразделение компании Pioneer, выпускающие первокласные “про-” динамики с превосходными параметрами и соответствующей ценой.
В данной статье были описаны лишь основные отличия бытовых динамиков от профессиональных. Есть еще множество параметров, оказывающих большое влияние на звучание и на подход к проектированию: например, индуктивность звуковой катушки(Lvc), или жесткость подвеса и тд. Но они сознательно были опущены в данной статье.
В следующий раз - будем обсуждать нелинейные искажение в динамиках, усилителях, фильтрах и их связках друг с другом.