![]() Не так давно я читал статью, в которой автор во-всю расхваливал архитектуру рабочих станций на платформе ATARI, где за различные функции компьютера (графика, звук) отвечали разные независимые устройства. Упор в статье был сделан на то, как слаженно и практически без ошибок работает система, в которой центральный процессор лишь обеспечивает взаимодействие компонентов и не участвует, например, в формировании звука или изображения. Помню, после прочтения статьи я подумал – хорошо бы что-то подобное реализовать в рамках такой универсальной платформы, как PC, где центральный процессор, как говорится, и жнец, и швец, и на дуде игрец. Ну хотя бы в плане работы со звуком. Ведь при создании звукового проекта в небольшой компьютерной продакшн-студии, где есть только PC со звуковой картой и контрольные мониторы, CPU компьютера является “сердцем” и секвенсера, и синтезатора, и обработок одновременно. А как известно из жизненного опыта, вещи из серии “всё в одном” никогда не выполняют качественно ВСЕ функции, которые в них заложены. В особенности, если какие-то процессы происходят одновременно. Да и разгрузить центральный процессор тоже никогда не помешает. Оказалось, что устройства, как бы отбирающие у CPU часть задач (синтез, обработка…) при работе в звуковом тракте компьютера, есть. Как правило это платы с одним или несколькими DSP процессорами на борту, такие как TC Powercore (производство TCWorks), Pulsar XTC (производство CreamWare), ну, и на конец UAD-1 (производство Universal Audio). О последней карте и пойдёт речь в этом обзоре. UAD-1 - детище компании Universal Audio Inc. Во всём мире она приобрела известность производством таких приборов, как ламповый электрооптический лимитер Teletronix LA-2A, компрессор на полевых транзисторах 1176LN. UAD-1 – это небольшая PCI карта, на монтажной поверхности которой можно рассмотреть достаточно крупный DSP-процессор (его частота, если верить диагностической программе Universal Audio – 1000 MHz) с радиатором и две микросхемы памяти (объёмом, если верить той же программе, 4 MB, и скоростью обмена данными 1200 MB/s). Этот процессор – гордость производителя, поэтому его архитектура держится в тайне. Цитирую описание: “С нашим одиночным супер-DSP чипом мы избежали ограничений, присущих многопроцессорным DSP картам”. Внутренняя обработка карты - 32-х битная с плавающей запятой. Поддерживается битность и частота дискретизации обрабатываемого звукового потока вплоть до 24bit 96kHz. Загрузка процессора карты увеличивается прямо пропорционально увеличению частоты звука. То есть, если вы работаете со звуком, частота дискретизации которого 96KHz, для его обработки потребуется в два раза больше ресурсов, чем для звука с частотой 48KHz . Карта полностью совместима со стандартом PCI 2.1 и достаточно легко поместилась в PCI слот компьютера, на котором происходило тестирование. Теперь немного подробнее о его спецификации:
В комплекте с картой идёт программное обеспечение на CD, состоящее из драйверов и VST-плагинов. Последние встраиваются в VST-систему пользователя и работают как обыкновенные VST-обработки, за исключением лишь того, что они не съедают ресурсы CPU компьютера, а пользуются DSP процессором карты. Таким образом, при использовании карты мы получаем два преимущества. Первое - это значительное уменьшение загрузки CPU при использовании намного большего количества обработок, чем раньше (8 ревербераторов RealVerbPro, или 16 компрессоров + 32 EQ + 3 RealVerbPro). И второе - это возможность обработки записываемых и воспроизводимых звуков в реальном времени с практически незаметной задержкой (min latency 2,90 msec). Так же на диске имеется программа Nuendo версии 1.5.2 и демо-сессия для этой программы трека “Emptiness in me” группы GLITCH, которая демонстрирует использование UAD-1 плагинов на конкретном примере. Интересно то, что как в комплекте поставки, так и в обновлении, скачанном мною с сайта Universal Audio (версия 2.2.2), содержались ВСЕ существующие плагины, написанные под архитектуру DSP-процессора карты UAD-1. Установка прошла как по маслу, без единой проблемы. Как и написано в инструкции, я сначала установил программное обеспечение с драйверами (один файл, размером более 23MB), выключил компьютер, а уже потом поместил карту в слот и снова включил. Windows сразу нашла необходимый драйвер для нового устройства, а запустив Cubase, я обнаружил, что эффекты UAD-1 уютно расположились в отдельным разделе меню в месте с остальными VST-плагинами. Сразу хочу заметить, что карта вела себя практически одинаково, работая в обеих версиях операционной системы. В самом начале тестирования меня насторожила одна вещь. Если включать обработки как Send-эффект, или в Insert группы в Cubase и в Logic, то во время воспроизведения проекта возникает задержка между обработанным и чистым сигналом (в Nuendo этого не наблюдается). Причём в Cubase задержка возникает даже при включении эффекта в Insert какого-либо VST-инструмента. В инструкции, которая давалась к карте, я прочёл, что эта проблема решается включением функции Plug-In Delay Compensation секвенсора. Но это не помогло. И всё же потом я обнаружил, что вместе со всеми UAD-1 плагинами установился ещё один, который я сначала даже принял за какую-то ошибку или недоделку – DelayComp. Оказалось, что компания Universal Audio сама, не дожидаясь производителей секвенсоров, сделала компенсирующий задержку эффект. Принцип его действия таков. Каждый плагин продуцирует определённую задержку на канале. Два плагина – в два раза большую задержку. Для того, чтобы синхронизировать канал, на котором, например, четыре UAD-1 эффекта, с каналом, на котором всего один, необходимо добавить на последний канал ещё три эффекта, чтобы задержка была одинаковой. Этим-то и занимается DelayComp. Он создаёт на канале задержку, эквивалентную числу эффектов, выставляемых единственным слайдером на панели DelayComp (при этом не съедая ресурсов DSP-процессора) и ставится на канал, на котором не достаёт задержки. Меня приятно порадовал тот факт, что любой параметр в любом эффекте может быть автоматизирован, то есть его изменением секвенсор может управлять в реальном времени с помощью MIDI-событий. Все плагины, сделанные для карты UAD-1, имеют наглядный интуитивно понятный интерфейс. Параметры удобно изменять, хватаясь указателем мыши за ручку и двигая мышь вверх или вниз. Если при этом удерживать нажатой кнопку shift, то параметр изменяется медленнее, что позволяет точно настроить тот или иной плагин. Описанием всех эффектов, а так же моими впечатлениями от работы с ними я и хочу продолжить свой обзор. Pultec EQP-1A
Область регулировки низких частот CPS (20, 30, 60, 100Hz) – переключает частоты; BOOST – увеличивает уровень выставленной переключателем CPS частоты в исходном сигнале; ATTEN – уменьшает уровень выставленной переключателем CPS частоты в исходном сигнале; Область регулировки высоких частот CPS (3, 4, 5, 8, 10, 12, 16KHz) – переключатель частоты; BANDWIDTH – ширина полосы частот (с частотой определяемой переключателем CPS в центре), с которой работает эта область прибора; BOOST – увеличивает уровень полосы частот, определяемой предыдущими двумя регуляторами; Область ослабления высоких частот ATTEN SEL (5, 10, 20KHz) –выбор частоты которую следует ослабить; ATTEN – уровень ослабление выставленной переключателем ATTEN SEL частоты. Хочется так же отметить, что не зависимо от обрабатываемого сигнала, внутренняя обработка плагина 24bit 96 KHz. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Очень точный и мягкий эквалайзер. Радует возможность без проблем вытянуть у фонограммы верх или усилить басы практически без искажений. Ну, максимум с “мягкой”, “тёплой” и очень похожей на аналоговую перегрузкой. LA-2A
Панель плагина полностью повторяет панель прибора, аналогом которого он является. Переключатель LIMIT/COMPRESS изменяет характеристику кривой входа/выхода компрессора. Когда ручка находится в положении COMPRESS, это соответствует более пологому виду кривой и меньшему значению коэффициента сжатия, а когда в положении LIMIT – большему значению коэффициента сжатия (ratio порядка 10:1). Регулятор GANE регулирует уровень входящего сигнала. PEAK REDUCTION – порог срабатывания компрессора (аналог параметра treshold). Тумблер OUTPUT +10/GAIN REDUCTION/OUTPUT +4 устанавливает, какой параметр будет отображаться на стрелочном индикаторе прибора. Если переключатель установлен в положение GAIN REDUCTION, индикатор показывает понижение уровня сигнала, а если в положение OUTPUT +10 или OUTPUT +4, то уровень выходящего сигнала. 1176LN Compressor
Ручка INPUT по функциональной нагрузке является регулятором параметра, больше известного как treshold, или порог срабатывания компрессора. OUTPUT – изменяет уровень выходящего сигнала. Регулятор ATTACK устанавливает атаку в миллисекундах (от 20 до 800 msec). Ручка RELEASE – время восстановления компрессора (от 50 до 1100 msec.) Кнопки под надписью RATIO меняют коэффициент сжатия, который может быть равен 20:1, 12:1, 8:1, 4:1. Если при нажатии одной из кнопок RATIO удерживать нажатой кнопку Shift, то включатся сразу все кнопки параметра RATIO, и такое состояние плагина будет соответствовать коэффициенту сжатия 12:1, атака же будет меньше 20 msec. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Работая с программными эмуляторами компрессоров 1176LN и LA-2A, я понял, что это отличные плагины, способные грамотно сжимать динамический диапазон сигнала, сделать звук по необходимости достаточно тёплым и “жирным”, то есть полностью справляются с возложенными на них функциями и сравнимы по качеству разве что с одноимёнными эффектами, выпускаемыми компанией Bombfactory (в частности, для программы ProTools LE). UAD Nigel Preflex
Замечу, что на панели каждого эффекта есть кнопка ON, позволяющая включать и отключать обработку. А теперь о каждом эффекте подробнее. GateComp
Кнопка fast делает максимальной скорость срабатывания гейта (50msec при включённой и 170msec при выключенной кнопке). Затем звук поступает на компрессор со стандартными для этого прибора регуляторами THRESH (treshhold), RATIO, ATTACK и RELEASE. Единственное отличие от классического компрессора – ATTACK и RELEASE имеют по три установки slow, medium и fast, где для ATTACK это соответственно 50msec, 8msec и 400m s, а для RELEASE – 500msec, 120msec и 40msec. Preflex
После прохождения через компрессор и гейт звук поступает в блок усилителя. Точнее эмулятора гитарного усилителя. Здесь мы имеем два 3-х полосных эквалайзера (с ручками LO, MID и HI на каждом). Первый, преэквалайзер, работает с сигналом, поступающим на усилитель, а 2-й, постэквалайзер, - с выходящим из него. Рядом с блоком преэквалайзера находятся ручки COLOR и BENT. Сложно в двух словах сказать о том, какой эффект производит изменение этих параметров, поэтому я процитирую описание: “Ручки COLOR и BENT имеют особенно мощное функциональное назначение. Каждая из них меняет несколько характеристик усилителя одновременно, так что они ведут себя как некие “супер-контроллеры”, вследствие чего поворот одной ручки может достаточно сильно изменить характер всей обработки”. На мой взгляд, COLOR меняет звуковую окраску и тембр, а BENT – некий универсальный гейн-контроль, который как бы увеличивает степень перегрузки и иногда, если максимально выкрутить ручку, гитара начинает “заводиться”. Рядом с блоком постэквалайзера находится OUTPUT – ручка, регулирующая уровень выходящего сигнала. Ниже – панель, на которой выставляются два типа усилителя A и B (всего двенадцать типов, в которые входят эмуляции таких усилителей, как Fender Bassman, Marshal, Aike), кнопки увеличения яркости звука усилителей и слайдер MORPH, позволяющий плавно превращать один тип усилителя в другой и добиваться звука гитары, как бы пропущенной через два усилителя одновременно. Это, пожалуй, одно из самых больших преимуществ плагина перед обыкновенной гитарной перегрузкой. Благодаря этой функции, с помощью смешивания усилителей с разными характеристиками, у музыканта появляется возможность получать абсолютно неповторимые звуки, а за счёт полной автоматизации ещё и менять эффект в реальном времени. Далее идёт панель выбора кабинетуляции. Здесь можно выбрать двенадцать типов кабинетов, с различным положением звукоснимающего микрофона относительно колонки. Phasor
Здесь ручка RATE определяет частоту модуляции эффекта в пределах от 0.03 до 10Hz. С помощью ручек HI-SWEEP и LO-SWEEP выбирается частотный диапазон (от 50 до 6000Hz), в пределах которого осуществляется эффект. Регулятор RECIR изменяет интенсивность эффекта в %, а MIX – баланс между обработанным и поступающим сигналом. Ниже можно выбрать восемь типов волны для LFO модуляции, а в окошке ORDER – некоторую детализированность фильтра, от которой зависит тональная сложность обработки. ModFilter
RATE (MODTYPE: Sin, Square, Random). Изменяет частоту модуляции фильтра. SENS (MODTYPE: Env Up и Env Down) При таком типе модуляции характеристики фильтра меняются динамически при изменении уровня входного сигнала, и кнопка SENS регулирует степень интенсивности изменения. Аналог гитарного эффекта Авто-Вау. WAH (MODTYPE: Wah Ped) Аналог педали гитарного эффекта Вау-Вау. Ручка на прямую регулирует срез фильтра. С помощью ручек HI-SWEEP и LO-SWEEP выбирается частотный диапазон (от 50 до 6000Hz), в пределах которого осуществляется эффект. Ручка RES изменяет интенсивность фильтра, тип которого можно выбрать в окне ниже. Это Lowpass, Bandpass и Highpass фильтры. А так же Wah – фильтр с традиционными для гитарной вау-педали свойствами. Ручка OUTPUT как всегда регулирует уровень выходного сигнала. Trem/Fade
Ручка THRESH устанавливает порог срабатывания эффекта (от 0 до –80dB). Эффект срабатывает, если уровень сигнала, поступающего на модуль, превышает этот параметр. Ручка FADE IN устанавливает время, за которое сигнал, поступающий на модуль, достигает максимального уровня. Регулятор ONSET определяет время (от none до 4000 миллисекунд) пилообразного увеличения интенсивности эффекта тремоло. Например, на гитаре играется одна длинная нота и постепенно чистый звук начинает модулироваться, пока глубина эффекта, за время, установленное параметром ONSET не достигает глубины, определяемой параметром DEPTH. При установке параметра ONSET в положение none, тремоло начинается сразу же при поступлении звука на эффект. Ручка RATE (от 0 до 16Hz) изменяет частоту модуляции эффекта тремоло. Регулятор DEPTH отвечает за глубину эффекта. В окошке LFO TYPE выбирается тип волны: либо Sine, либо Square. В окне Mode Menu можно выбрать одну из трёх установок для описанных ранее ручек эффекта. Это Fade Mode, Shimmer Mode и Tremolo Mode. Модуль сразу начинает работать как одноимённый (Fade In, Shimmer или Tremolo)эффект, так что остаётся лишь немного подкорректировать параметры, в зависимости от записываемого трека. TremModEcho
MOD DELAY В нижней части модуля находится окно MODE, в котором, в зависимости от того, какого эффекта после обработки вы хотите достигнуть, можно выбрать либо хорус (три вида), либо фленджер (три вида), либо эффект вибрато (два вида), либо два вида комбинированных эффектов. Это повлечёт за собой не только изменение параметров ручек модуля (как в эффекте TREM/FADE), но и изменение типов параметров, которыми будут управлять эти ручки. Режим хоруса. Ручка RATE управляет частотой LFO модуляции. Регулятор DEPTH отвечает за глубину модуляции сигнала. Ручка TIME регулирует задержку эффекта модуляции в пределах от 0 до 125 миллисекунд. Ручка RECIR изменяет интенсивность возврата обработанного сигнала обратно в цепь задержки. Регулятор DAMPING управляет пропускающим фильтром низких частот, который редуцирует высокочастотную составляющую в сигнале. Внизу, по мимо окошка MODE, о котором говорилось ранее, находится окно LFO TYPE, в котором можно выбрать тип волны для LFO модуляции. Режим фленжера. Конструктивно отличается от предыдущего тем, что вместо ручек DEPTH и TIME появляются HI-SWEEP и LO-SWEEP, с помощью которых выбирается частотный диапазон (от 100 до 6000Hz), в пределах которого осуществляется эффект. Режимы вибрато и режим комбинированных эффектов по соответствию управляющих ручек сходны с режимом хоруса. То есть, эти два режима и режим хоруса являются как бы пресетами одного и того же эффекта. ECHO Это обыкновенный echo-эффект. Ручка INPUT отвечает за уровень поступающего на эффект сигнала. TIME – регулирует задержку. RECIR отвечает за интенсивность возврата обработанного сигнала обратно в цепь задержки. Регулятор DAMPING управляет пропускающим фильтром низких частот, который редуцирует высокочастотную составляющую в сигнале. Ручка MIX (от -100 до 100%) регулирует баланс между обработанным и оригинальным сигналом. При отрицательном значении параметра фаза обработанного сигнала переворачивается на 180° относительно фазы исходного. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Так как эффект изначально создавался для гитаристов, тестировали мы его с нашим гитаристом Ромой Горностаевым. Я выруливал на модуле звук, а он играл на гитаре (Fender Telecaster). В качестве демонстрации предлагаю прослушать несколько музыкальных фрагментов в формате MP3 mono 96 Kbits/second, которые мы записали. Гейт отлично отрезает ненужные шумы, при этом звук не обрубается, а мякго и быстро затухает. С задачей уменьшения динамического диапазона компрессор, на мой взгляд, тоже хорошо справляется (по крайней мере что касается гитары, ведь все эффекты модуля, повторюсь, заточены именно под гитару). Фазер по глубине и качеству эффекта тоже оказался на высоте. Модуляционный фильтр был протестирован в режиме LFO-модуляции и режиме авто-вау (MODTYPE Env Up и Env Down) и порадовал качеством обработки и гибкостью настроек. Модуль усилителя порадовал достойными цифрового плагина перегрузками. С его помощью можно нарулить как жёсткий электронный драйв, так и тёплый аналоговый перегруз. Существует возможность также реализовать эффект образования положительной обратной связи, вызывающей возбуждение системы звуковоспроизведения. Такой эффект обычно достигается , если поднести гитару с сильно перегруженным звуком близко к комбику. Но, к сожалению, разработчики немного перемудрили, пытаясь приблизить этот эффект к реальному, так как иногда он превращается в некий нерегулируемый “feedback”, который нельзя прекратить, даже выкручивая ручку Treshold гейта в положение, близкое к 0 dB. В общем, поработав с Nigelем, мы пришли к выводу, что это достойный аналог достаточно дорогого (600-800$) гитарного процессора эффектов. UAD RealVerb Pro
Панель RealVerb Pro разделена на 7 частей. Shape Здесь пользователю предоставляется возможность выбрать две формы помещения из пятнадцати доступных (причём каждый тип формы помещения имеет свою соответствующую картинку), и затем, изменяя процентное соотношение между выбранными формами, сделать своё собственное. Всё происходит очень наглядно и просто. Здесь же, слайдерами Size, регулируется и размер каждого из двух помещений (от 1 до 200 м). Material В этой части модуля RealVerb Pro настройка происходит так же, как и при выборе формы помещения, за исключением лишь того, что здесь мы как бы смешиваем не две формы помещения, а два преобладающих в помещении материала из двадцати четырёх возможных (причём каждый материал имеет свою соответствующую картинку), и ниже, слайдерами Thickness, уже регулируем по отдельности их толщину. Resonance Здесь находится 3-х полосный параметрический эквалайзер. Timing Здесь происходит наглядное отображение и регулирование таких параметров реверберации как predelay ( 1-300msec), амплитуда отражений (от –80 до 0 dB), decay (от 0.10 до 96.00 секунд), diffusion, причём отдельно для ранних и поздних отражений. Levels В этой части модуля происходит регулировка уровней входящего (слайдер Input Gain) и исходящего (слайдер Output Gain) сигналов. Кнопка Mute – полное отключение модуля. Positioning Самый верхний слайдер, Mix, определяет то, как относятся по громкости на выходе модуля обработанный и не обработанный сигналы. Кнопки D и W позволяют послушать отдельно поступающий и обработанный сигнал соответственно. Слайдер Distance – положение источника звука в моделируемом помещении. Уникальная способность RealVerb Pro – отдельно позиционировать необработанный сигнал, ранние отражения и поздние отражения. Три нижних слайдера на панели Positioning как раз и позволяют расположить по панораме Direct – не обработанный сигнал, Early – ранние отражения и Late – поздние. Morfing Слайдер морфирования одного пресета RealVerb Pro в другой. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Ревербератор, как и Nigel, тоже показал себя с лучшей
стороны. Что понравилось? Огромное количество настроек, способных
удовлетворить любого, даже самого придирчивого пользователя, а также
возможность их полной автоматизации. Наглядный и интуитивно понятный
интерфейс. Чистый прозрачный хвост реверберации.. Причём, больше всего мне
понравилась такая находка, как слайдер Morfing. В общем, к этому плагину у
меня за время тестирования не появилось практически никаких претензий.
Впрочем, предлагаю прослушать несколько MP3-файлов, которые и
проиллюстрируют работу эффекта.
DM-1
L-Delay и R-Delay устанавливают время задержки (300 msec максимум) между оригинальным и задержанным сигналом для левого и правого канала соответственно; в меню MODE можно выбрать тип эффекта из трёх хорусов, двух фленджеров, двойной задержки и пинг-понговой задержки; RATE – меняет показатель модуляции задержанного сигнала в Hz;
DEPTH – устанавливает глубину модуляции задержанного сигнала в %. в меню LFO TYPE можно выбрать форму волны, используемой при модуляции задержанного сигнала; RECIR - изменяет интенсивность возврата обработанного сигнала обратно на вход эффекта; DAMPING управляет пропускающим фильтром низких частот, который редуцирует высокочастотную составляющую в сигнале; W/D MIX (от –100 до 100%) регулирует баланс между обработанным и оригинальным сигналом; L-Pan и R-Pan – панорамируют левую и правую линии задержки; OUTPUT – регулирует уровень выходящего из плагина сигнала. Существует так же плагин DM-1L, позволяющий увеличивать время задержки до 2400 msec, но при этом требующий значительно больше памяти UAD-1. Ещё одной отличительной особенностью DM-1L является кнопка, синхронизирующая ручки L-Delay и R-Delay, для одновременного изменения этих двух параметров вращением одной из ручек; Enable и Bypass – включение и выключение эффекта. RS-1
SHAPE – меню выбора формы помещения (двадцать два типа); DELAY – устанавливает время задержки между оригинальным сигналом и началом отражений; SIZE – изменяет размер помещения от 1 до 99 m. RECIR - изменяет интенсивность возврата обработанного сигнала обратно на вход эффекта; DAMPING управляет пропускающим фильтром низких частот, который редуцирует высокочастотную составляющую в сигнале; L-Pan и R-Pan – позиционируют в пространстве левый и правый каналы обработки; OUTPUT – регулирует уровень выходящего из плагина сигнала. Enable и Bypass – включение и выключение эффекта. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Добротно скроенный модуль. Эквалайзер и компрессор сравнимы с описанными выше эмуляциями 1176 LN и Pultec EQP-1A. Хотя, конечно, и проигрывают последним в утеплении и “ужирнении” звука. Ну, это и понятно. В эффектах найден хороший компромисс между качеством обработки и загрузкой процессора. То же можно сказать и про ревербератор. Модуль по качеству не уступает RealVerb Pro. Конечно, здесь меньше настроек, но и загрузка процессора в два раза меньше. Я думаю, не один такой плагин легко займёт место в любой фонограмме. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. Ну, что тут скажешь. Карта замечательная. Ещё раз повторюсь. Удобный, интуитивно понятный интерфейс, огромное количество настроек (причём иногда достаточно нетривиальных). Отлично смоделированные и эмулированные эффекты. К сожалению, правда, производитель пока не делает для карты DirectX эффекты, и для тех, кто работает со звуковыми редакторами, не поддерживающими VST технологию, приобретать её на данный момент не имеет смысла. И не радует проблема с задержками, которая, я надеюсь, в скором времени будет решена в новых программах. И ещё, о чём хочется сказать с сожалением - цена прибора. Всё-таки заплатить порядка 1000$ даже за такое замечательное устройство сможет далеко не каждая продакшн-студия, особенно в провинции. Но, впрочем, решать не мне. P. S. И в качестве примера комплексного использования плагинов, хочу предложить вашему вниманию маленький ролик (mp3, wav) нашего любимого Фонда независимого радиовещания, при создании которого я пользовался ТОЛЬКО обработками карты UAD-1. UAD-1 был любезно предоставлен для тестирования компанией "I.S.P.A." Алексей Просвирнин 19.06.02 |
<< Титульная страница | © ФНР | (495) 956 3113 | admin@radioportal.ru | Оглавление сайта >> |
---|---|---|---|---|
![]() |
Содержание и дизайн этой страницы являются интеллектуальной собственностью ФНР и охраняются Законом об авторском праве. При перепечатке, воспроизведения и распространения в любом объеме текста, графики, видео- и звуковых файлов необходимо согласие собственника. При использовании материалов в интернете единственным условием является гиперссылка. |