Диагностика материала
Как и в случае с медицинской диагностикой, для успешного восстановления материала самое главное — правильно определить состояние пациента. Этот нескончаемый процесс поиска и постоянного совершенствования слуха, чтобы различать шумы и звуки, которые необходимо исправить, может длиться всю жизнь.
Алгоритм обработки материала в RX
Вначале важно определить, какие проблемы есть в звуковом файле, и выбрать инструменты, дающие наилучший результат. Мы создали алгоритм, который поможет вам выбрать правильный модуль RX и подскажет, какой еще модуль применить, если результат получился неудовлетворительным.

Работа со спектрограммой
Вкратце рассмотрим, как проверить материал с помощью спектрограммы с сигналограммой, и попробуем выявить проблемы с материалом с помощью этих инструментов.
Цель любого хорошего визуального инструмента для коррекции и реставрации звука — дать вам как можно больше информации о проблеме со звуком. Такой инструмент не только поможет принять решение по редактированию, но, в случае со спектрограммой, также даст новые интересные способы редактировать материал, особенно в тандеме с сигналограммой.
Hum (гул, гудение)
Как правило, гудение появляется из-за электрического шума где-то в цепи записываемого сигнала. Обычно гудение слышится как низкочастотный тональный звук с частотой 50 или 60 герц, в зависимости от места, где проводилась запись. Если вы увеличите масштаб в нижних частотах, вы увидите последовательность горизонтальных линий, обычно с более яркой линией на частоте 50 или 60 герц и несколькими более тусклыми линиями выше нее, где гармоники. См. пример:

De-hum работает лучше всего, когда частоты гудения не перекрывают полезные транзиентные сигналы.
Жужжание
Иногда электрический шум простирается до верхних частот и уже слышится как фоновое жужжание. См. пример ниже:

Инструменты для удаления гудения обычно заточены под низкие частоты, поэтому, если гармоники уходят в частоты выше 400 герц, для устранения жужжания лучше выберите Spectral De-noise.
Шипение и прочие широкополосные шумы
В отличие от гудения и жужжания, широкополосный шум распределен по всему частотному спектру и не сосредоточен на определенных частотах. Хорошие примеры такого шума — шипение магнитной ленты и шум от вентиляторов и кондиционеров. На спектрограмме широкополосный шум выглядит в виде пятен, окружающих программный материал. См. пример:

Щелчки, треск и короткие импульсные шумы
Щелчки и треск распространены в записях с виниловых и граммофонных пластинок и прочих аналоговых носителей, но также могут встречаться и в цифровых исходниках из-за ошибок при записи с неверными настройками буфера в DAW или при неправильном редактировании цифрового звука, когда не попали в пересечение с нулем. В данную категорию попадают даже щелчки и шлепки губами и языком. Такие короткие импульсные шумы выглядят на спектрограмме как вертикальные линии. Чем громче щелчок или треск, тем ярче линия. На примере ниже видны щелчки и потрескивания в записи с виниловой пластинки:

De-click может выявлять, отделять и затем подавлять и удалять такие щелчки.
Перегрузка по амплитуде
Перегрузка («клиппирование») — довольно распространенная проблема. Она может произойти, когда громкий сигнал вызывает искажения на звуковом интерфейсе, аналого-цифровом преобразователе, микшерном пульте, полевом рекордере или другом устройстве захвата звука. Спектрограмма не особенно поможет определить звук с перегрузкой — здесь нужно работать с сигналограммой. На изображении ниже видно, что перегрузка выглядит как «прямоугольные» участки сигнала.

Увеличьте сигналограмму, чтобы увидеть, на каком именно уровне сигнал был усечен из-за перегрузки.

De-clip может сам перерисовать сигнал в местах, куда он естественным образом мог бы пойти, если бы не был усечен. Иногда материал после ограничителя типа «кирпичная стена» (brickwall limiter) на небольшом масштабе тоже может выглядеть плоским, но при этом звучит без сильного искажения, как перегруженный усеченный сигнал. Увеличьте материал, чтобы посмотреть, усечены ли верхушки звуковых волн.
Прерывистые шумы
Прерывистые шумы отличаются от шипения и жужжания: они могут появляться нечасто и могут быть непостоянными по высоте и продолжительности. Типичные примеры: кашель, чихание, шаги, автомобильные гудки, звонки мобильных телефонов и т.д. Ниже представлены два разных примера этих шумов:


Отделить прерывистые шумы, проанализировать материал вокруг них и ослабить или заменить их окружающим материалом поможет Spectral Repair.
Пустые промежутки и пропадания звука
Иногда в записи могут встретиться короткие пустые или поврежденные промежутки. Обычно они довольно очевидны и на глаз, и на слух. См. пример ниже:

Для исправления таких проблем удалите пустой промежуток и примените Spectral Repair, чтобы заполнить пустоту.