Перейти к основному содержимому

Руководство RX 11

RX Spectral Editor (Спектральный редактор)

Обзор

Плагин Spectral Editor объединяет технологию ARA 2.0 с отмеченной наградами цифровой обработкой сигнала и функциями выборочного редактирования RX Audio Editor. Он позволяет искать и убирать звуковые помехи из дорожек, не покидая вашу DAW.

Запуск Spectral Editor через ARA

Logic Pro 

Spectral Editor доступен в программе Logic Pro только как плагин ARA 2.0 (только с Rosetta). Добавить RX Spectral Editor (ARA) в свой проект можно так:

  1. Используйте последнюю версию Logic Pro. Плагин RX Spectral Editor через ARA поддерживается в Logic Pro 10.7 или выше. Рекомендуем обновить Logic Pro до самой последней версии, чтобы RX Spectral Editor (ARA) работал наилучшим образом.

  2. Добавьте RX Spectral Editor (ARA) как первый эффект в звуковую дорожку.

    image8.png
  3. Выберите клип в Logic и начните воспроизведение. Выбранный звуковой материал появится на спектрограмме плагина Spectral Editor (ARA) только после того, как начнется воспроизведение.

  4. Выделите материал в спектрограмме RX Spectral Editor.

    image15.png
  5. Обработайте выделение в одном из режимов, описание которых вы найдете ниже.

  6. Чтобы поработать с другим клипом, выберите его и начните воспроизведение. После пуска воспроизведения вы увидите этот клип на спектрограмме. Обрезанные клипы отображаются на спектрограмме так же, как они отображаются в Logic.

Pro Tools 

Вы можете добавить RX Spectral Editor (ARA) в ваш проект Pro Tools следующим образом:

  1. Используйте последнюю версию Pro Tools. Плагин RX Spectral Editor через ARA поддерживается в Pro Tools 2024.6 или выше.

  2. Меню Clip (Клип):

    1. Выберите клип на таймлайне.

    2. Откройте меню Clip (Клип) наверху в Pro Tools.

    3. Выберите RX Spectral Editor > Edit (Изменить), чтобы открыть этот клип в Spectral Editor.

  3. Вы можете добавить Spectral Editor на всю дорожку одним из двух способов:

    1. Раскрывающееся меню Elastic Audio/ARA на самой дорожке.

    2. Меню Track (Дорожка):

      1. Выберите дорожку.

      2. Откройте меню Track (Дорожка) наверху в Pro Tools.

      3. Выберите RX Spectral Editor > Edit (Изменить).

      4. После добавления плагина в дорожку выберите на ней клип, чтобы открыть его в Spectral Editor.

После добавления Spectral Editor в дорожку в нем будет видно все клипы на дорожке. Если вы добавите еще клипы на дорожку или обработаете существующие клипы через AudioSuite, вам потребуется вручную подключить Spectral Editor к этим новым клипам через меню Clip (Клип) способом выше.

Закрытие и повторное открытие редактора 

Вы можете закрыть и открыть окно Spectral Editor снова нажатием на занятый слот Elastic / ARA дорожки. Вы также можете открыть его с помощью вкладки RX Spectral Editor внизу окна редактора Pro Tools.

Внесение изменений в новый файл на диске 

Закончив редактирование в Spectral Editor, по желанию вы можете сохранить свои изменения в новый звуковой файл на диске. Это похоже на работу с AudioSuite. Для этого щелкните правой кнопкой мыши клип, изменения в котором вы хотите сохранить, и выберите RX Spectral Editor > Render (Выполнить рендеринг). В том же меню вы можете очистить или выключить обработку, выполненную в Spectral Editor ARA.

Если вы отредактируете клип в Spectral Editor ARA, а затем обработаете этот клип плагином AudioSuite, ваши изменения запишутся в новый файл.

Studio One 

Версия VST3 плагина Spectral Editor ARA работает с клипами Studio One напрямую как Event FX (Эффект событий). Такие эффекты применяются к отдельным звуковым событиям, а не ко всей дорожке.

Примечание по Mac OS

Несмотря на то, что версия AU плагина Spectral Editor ARA будет доступна в Studio One, она не поддерживается. Если загрузить эту версию, вам будет предложено перейти на версию VST3.

В сессии Studio One вы можете добавить RX Spectral Editor (ARA) в звуковое событие следующими способами:

  1. Используйте последнюю версию Studio One. Плагин RX Spectral Editor через ARA поддерживается в Studio One 6.0 или выше. В Studio One 6.5 добавлены дополнительные улучшения, упрощающие доступ к плагинам ARA.

  2. Через контекстное меню Event FX (Эффекты событий) [Studio One 6.5 или выше]:

    1. Щелкните звуковое событие правой кнопкой мыши.

    2. В контекстном меню выберите Event FX (Эффекты событий) > RX 11 Spectral Editor.

  3. Через Effects Browser (Браузер эффектов):

    1. В [Studio One 6.5 или выше] плагин Spectral Editor появится в категории Event Editors (Редакторы событий) наверху в браузере эффектов.

      • Перетащите RX 11 Spectral Editor на звуковое событие.

    2. В версиях Studio One от 6 до 6.5 плагин Spectral Editor появится среди плагинов VST3.

      1. При перетаскивании Spectral Editor на звуковое событие, убедитесь, что появилось сообщение Add Event FX (Добавить эффект события). Если сообщения нет, удерживайте Opt (Mac) или Alt (Windows), и оно должно появиться.

      2. Плагин отобразит сообщение об ошибке, если его неправильно добавили как обычный канальный эффект.

  4. Через Inspector (Инспектор):

    1. Откройте инспектор кнопкой [i] наверху слева.

    2. Выберите звуковое событие.

    3. В разделе Mixer (Микшер) в инспекторе вы увидите блок с информацией о текущем выбранном событии.

    4. Щелкните кнопку Enable (Включить) рядом с Event FX, и откроется дополнительное меню.

    5. В появившемся разделе Inserts (Вставки) нажмите +, чтобы добавить Spectral Editor прямо в клип как эффект события.

Повторное открытие редактора 

Чтобы снова открыть для клипа окно Spectral Editor после того, как вы его закрыли:

  • Выберите клип и дважды щелкните занятый слот-вставку с Spectral Editor Event FX внизу панели Inspector

  • [Studio One 6.5 или выше]. Щелкните клип правой кнопкой мыши и в контекстном меню снова выберите Event FX (Эффекты событий) > RX 11 Spectral Editor.

Внесение изменений в новый файл на диске 

Закончив редактирование в Spectral Editor, по желанию вы можете сохранить свои изменения в новый звуковой файл на диске. Это делается путем рендеринга. Щелкните клип, чтобы информация о нем отобразилась в Inspector (открывается кнопкой [i] наверху), и нажмите оранжевую кнопку Render (Выполнить рендеринг) в разделе Event FX (Эффекты событий). Вы также можете нажать Restore (Вернуть), чтобы снова открыть Spectral Editor после рендеринга.

Примечание по поводу дубликатов/копий звукового материала 

В Studio One все копии одного и того же исходного материала получают все изменения, сделанные в Spectral Editor для любой копии. Например, если в вашей сессии есть две копии некоего клипа, и в каждую его копию вы добавите плагин Spectral Editor, то любая обработка 1-й копии синхронно применится ко 2-й копии и наоборот.

Если вы хотите раздельно изменить нескольких копий материала, щелкните клип правой кнопкой и выберите Audio (Звук) > Audio Parts (Звуковые партии) > New Clip Version (Новая версия клипа). В нижней левой части клипа появится номер. Клипы с одним и тем же номером изменяются синхронно, пока Spectral Editor ARA применен ко всем клипам. В пуле сессии (панель Pool Studio One) все версии клипа будут собраны под исходным клипом, и их можно загружать/выгружать оттуда.

Обратитесь к справочной документации Studio One, чтобы узнать больше о работе с версиями клипов и с эффектами событий.

Чтобы спектрограмма обновилась, начните воспроизведение

Плагины ARA обновляются в момент начала воспроизведения. Если вы обрезали или как-то иначе изменили клип, загруженный в Spectral Editor, его спектрограмма не обновится до тех пор, пока вы не остановите и не начнете воспроизведение заново, предварительно выбрав клип.

Устранение проблем

Если вы не видите RX Spectral Editor (ARA) в меню плагинов, попробуйте сделать следующее:

  1. Убедитесь, что вы добавляете плагин RX Spectral Editor (ARA) в первый слот звуковой дорожки (с типом Audio).

  2. Очистите кэш AudioUnit и сканируйте плагины повторно:

    • Logic 10.7 или выше: откройте меню Logic Pro > Settings (Настройки) > Plug-in Manager… (Управление плагинами) и нажмите Full Audio Unit Reset (Полный сброс Audio Unit) внизу окна, чтобы сбросить кэш и повторно сканировать плагины.

  3. См. требования и ограничения ARA ниже, чтобы узнать больше о работе Spectral Editor (ARA) в программе Logic Pro.

Элементы

После появления клипа на спектрограмме в Spectral Editor станут доступны следующие элементы:

Режим обработки

Выберите режим Attenuate (Ослабить), Replace (Заменить), Gain (Усилить), De-click (Убрать щелчки) или De-hum (Убрать гудение), и в правой части плагина появятся соответствующие настройки.

image1.png

Инструменты выделения

Выбор способа, которым можно выделить материал на спектрограмме.

image5.png

Подробное описание инструментов и модификаторов см. в статье «Интерактивные инструменты».

Общие элементы

image6.png
  • Отменить. Возвращает к предыдущему шагу редактирования.

    Редактирование копий клипов

    Функция отмены действий Spectral Editor применяется ко всем одинаковым копиям клипа. Чтобы независимо отредактировать в Spectral Editor некоторые копии того же клипа, сначала сведите их.

    Предупреждение по журналу действий

    При сохранении сессии журнал действий очищается.

  • Повторить. Повторно применяет ранее отмененный шаг обработки.

  • Сбросить. Отменяет все обработки в звуковом материале.

  • Настройки. Открывает меню общих настроек плагина.

  • Справка. Открывает справочную документацию HTML в вашем браузере по умолчанию.

Пользуйтесь трекпадом для перемещения по спектрограмме

Прокручивайте трекпад по вертикали, чтобы масштабировать спектрограмму, или по горизонтали, чтобы перемещаться вперед или назад по времени.

Режимы обработки

Attenuate (Ослабить)

image1.png

Режим Attenuate (Ослабить) удаляет помехи сравниванием содержимого снаружи выделения с содержимым внутри. Ослабление делает звук в выделении более похожим на окружающий материал. При ослаблении новый материал не синтезируется.

image9.png
  • Strength (Интенсивность). Настройка интенсивности ослабления.

  • Region (Регион). Определяет, как много окружающего материала используется для интерполяции.

  • Weight (Приоритет). Дает больший приоритет окрестному материалу до или после выделения.

  • Direction (Направление). Эта настройка определяет, откуда берется материал для исправления текущего выделения относительно него же. Примечание. В режиме Replace (Заменить) всегда используется горизонтальная интерполяция.

  • Horizontal (Горизонтальная). Для интерполяции берется материал слева и справа от текущего выделения.

  • 2D (Двухмерная). Для интерполяции берется материал выше, ниже, а также слева и справа от текущего выделения.

  • Vertical (Вертикальная). Для интерполяции берется материал выше и ниже текущего выделения.

  • Process (Обработать). Применяет обработку к текущему выделению.

  • Изменение размера окна. Перетащите нижний правый угол, чтобы изменить размер окна плагина.

Replace (Заменить)

image4.png

Режим Replace (Заменить) воссоздаёт сильно поврежденные отрезки (пустые промежутки) тонального звука. Содержимое таких отрезков полностью заменяется звуком, интерполированным из окружающего материала.

image10.png
  • Strength (Интенсивность). Этот элемент недоступен в режиме Replace (Заменить).

  • Region (Регион). Определяет, как много окружающего материала используется для интерполяции.

  • Weight (Приоритет). Дает больший приоритет окрестному материалу до или после выделения.

  • Direction (Направление). Эта настройка не работает в режиме Replace (Заменить) — в нем всегда используется горизонтальная интерполяция.

Работа с выделениями длиннее 10 секунд

Режимы горизонтального ослабления, двухмерного ослабления и замены не работают с выделениями длиннее 10 секунд. Если вы выделили больше 10 секунд, будет автоматически выбран режим вертикального ослабления.

Gain (Усилить)

image2.png

В режиме Gain (Усилить) уровень сигнала повышается или понижается на определенное количество децибел.

image12.png

De-click (Убрать щелчки)

image7.png

Режим De-click (Убрать щелчки) ищет резкие амплитудные скачки в материале и сглаживает их. De-click может удалять множество разных коротких импульсных шумов: щелчки из-за ошибок оцифровки, щелчки при открывании рта и помехи от мобильных телефонов.

image3.png
  • Sensitivity (Чувствительность). Определяет, сколько щелчков будет найдено в сигнале.

  • Algorithm (Алгоритм). Здесь выбираются варианты настройки и качества интерполяции щелчков, в зависимости от вида щелчков и потрескиваний, присутствующих в материале.

    • Single-band (Однополосный). Работает быстро, хорошо подходит для удаления цифровых щелчков в узком частотном диапазоне.

    • Multi-band (periodic clicks) (Многополосный (периодические щелчки)). Работает на широком частотном диапазоне, удаляет регулярно повторяющиеся щелчки с широким спектром или регулярные щелчки со сконцентрированной низкой или высокой энергией (глухие стуки или шумы пленки оптической фонограммы).

    • Multi-band (random clicks) (Многополосный (случайные щелчки)). Работает на широком частотном диапазоне, удаляет щелчки и глухие стуки виниловых пластинок. Алгоритм сохраняет периодические звуковые элементы, характерные для определенных инструментов, таких как медные духовые или вокал.

    • Low-latency (С низкой задержкой). Хорошо улавливает щелчки при открывании рта и прочие щелчки, неподвластные другим алгоритмам. Этот режим дает очень низкую задержку и подходит для обработки в режиме реального времени.

De-hum (Убрать гудение)

image13.png

Режим De-hum (Убрать гудение) предназначен для удаления постоянного тонального шума, например, электрического жужжания или электромагнитных помех (наводок). Работает в динамическом режиме с адаптивным изучением материала.

image14.png
  • Sensitivity (Чувствительность). Регулирует, сколько гудения будет удалено.

  • Bands (Полосы). Управляет количеством динамических режекторных фильтров, меняющих свои усиления согласно входному сигналу, чтоб не было звона. Увеличьте для сложного гудения, но за счет прозрачности звучания.

  • Filter Q (Добротность фильтров). Управляет шириной полос режекторных фильтров.

Работа с составными дублями Logic Pro

Spectral Editor поддерживает составные дубли (comp takes) Logic 7.5 или выше (только Rosetta). Для обработки таких дублей выбирайте и обрабатывайте отдельные дубли, входящие в составной дубль.

image11.png

Выделенный в Logic регион составного дубля наверху не появится на спектрограмме. Выбирайте отдельные дубли и переключайте воспроизведение, чтобы работать с составными дублями в Spectral Editor.

Сочетания клавиш

В Spectral Editor работают следующие сочетания клавиш с Cmd (Mac) или Ctrl (Windows):

  • Отменить действие в Spectral Editor: Cmd/Ctrl+Z

  • Повторить действие в Spectral Editor: Cmd/Ctrl+Y

  • Режим Attenuate (Ослабить): Cmd/Ctrl+1

  • Режим Replace (Заменить): Cmd/Ctrl+2

  • Режим Gain (Усилить): Cmd/Ctrl+3

  • Режим De-click (Убрать щелчки): Cmd/Ctrl+4

  • Режим De-hum (Убрать щелчки): Cmd/Ctrl+5

  • Применить обработку: Cmd/Ctrl+Enter

  • Инструмент Выделение по времени: 1

  • Инструмент Выделение по времени и частоте: 2

  • Инструмент Выделение по частоте: 3

  • Инструмент Выделение лассо: 4

  • Инструмент Выделение кистью: 5

  • Инструмент «Волшебная палочка»: 6

Требования и ограничения ARA

  • Spectral Editor (ARA) должен быть первым плагином в дорожке.

  • Spectral Editor (ARA) нельзя добавить в дорожку программного инструмента или в шину.

  • Spectral Editor (ARA) не поддерживается функцией обработки на основе выделения (Selection Based Processing).

  • Заготовки программы-хоста не поддерживаются в Spectral Editor (ARA).

  • Автоматизация не поддерживается в Spectral Editor (ARA).

  • Для сбора звуковых данных нужно начать воспроизведение. После редактирования воспроизведение нужно остановить и начать снова, чтобы данные обновились.

  • Spectral Editor (ARA) не может обрабатывать циклы Apple (Apple Loops), сжатые звуковые данные, звук с измененной высотой тона, растянутый или сжатый звук, обращенные регионы. Перед обработкой в Spectral Editor (ARA) эти регионы будут сведены на своих местах.

  • Spectral Editor (ARA) выдаст тишину для стереофонических файлов, находящихся на монофонических дорожках.

  • Spectral Editor (ARA) выдаст тишину для регионов, частота дискретизации которых не совпадает с частотой дискретизации в сессии.