Развитие певческого диапазона вверх (практика, упражнения) (1 онлайн

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Иллюстрирую звуковыми примерами и собственными комментариями методику тренировки фальцетного (головного) регистра, приведенную и обоснованную В.Емельяновым в своей книге "Развитие голоса. Координация и тренинг". Данная методика направлена на развитие верхней части диапазона певца.


* Первое, что нужно - издать единственный правильный тренировочный звук (лабиовибрант, "вибрацию" губ). Он похож на звук, который издают маленькие дети, когда играют в машинки, брызгая при этом слюнями во все стороны. Положите одну руку на пупок, другую сбоку под рёбра. Сделайте усилие, как будто вы пробиваете тяжкий пищевой запор :) Именно так будут работать в упражнении мышцы, но усилие будет меняться в диапазоне, условно говоря, 20-50 % от максимального, в зависимости от высоты нот (иначе вылезут глаза :). Тем не менее, пение с энергетикой разговорной речи - это миф, любой, даже самый тихий КАЧЕСТВЕННЫЙ певческий звук требует заметно больших мышечных училий, чем речь.

* Положите пальцы на кадык и глотните. Гортань сдвинется вверх. При пении фальцетом у 99.9 % людей гортань сдвинется вверх. Если не уверены, что поёте именно фальцетом - проверяйте положение гортани перед зеркалом, делая упражнения. Но лучший контроль - слуховой, когда вы можете чётко различить звуки.

Прим.1. Нота до первой октавы, спетая 1) фальцетом; 2) грудью; 3) свистком; 4) снова фальцетом (правильно).


* Не смущайтесь термином "фальцет" - в авторитетной отечественной певческой школе фальцет=головной регистр. Начинайте достаточно высоко, чтобы не возникло путаницы грудного и фальцетного регистров. Например, с "до" первой октавы. В примере 1 - одна и та же нота, первая - правильная (фальцет), вторая и третья - неправильные (грудной регистр и свисток), четвёртая - снова правильная. Ессна, польза будет тока от правильного варианта. Все попевки закатайте себе в виде простых минусов, подобрав нужные диапазоны. С развитием диапазона переписывайте минуса. Гораздо менее удобно, но вполне допустимо - аккомпанировать самому себе.

Прим.2. Попевка 1 лабиовибрантом.

* Начинайте петь попевку 2, смещаясь по полутонам вверх, пока можете делать это без ЧРЕЗМЕРНОГО напряжения, и обратно. Пение фальцетом для большинства - тяжёлая физическая работа. Можете петь тока три ноты - пойте только их с МИНИМАЛЬНЫМИ перерывами, главное - набрать 10 минут непрерывного времени пения фальцетом за репетицию. Глаза держите широко открытыми, не морщите лоб, смотрите прямо перед собой, плечи опустите, дышите незаметно. Не старайтесь петь красиво, тем более не украшайте голос вибрацией. Просто чётко выполняйте физическую задачу.

* Изучите и используйте также попевки 2,3,4, (прим. 3-5), эти мелодии ещё пригодятся.

* Самое сложное - переход к реальным гласным. Оно требует предварительной подготовки лицевых мышц, чем можно заниматься параллельно с лабиовибрантом, а потом соединить. Вначале нужно научиться перед зеркалом одним быстрым движением делать следующее:

- поднимать брови
- широко раскрывать глаза
- морщить нос
- улыбаться (причем верхней частью лица, очучение такое, что щеки и все, что выше, едут на затылок)
- открывать рот ПОЧТИ ДО ПРЕДЕЛА движением челюсти вперед-вниз (челюсть остаётся выдвинутой, при этом мы можем слегка подвигать челюстью - гарантия того, что мышцы не пережаты)
- разворачивать и вытягивать губы, чтобы открыть зубы и дёсны, рот принимает форму спичечной коробки, стоящей вертикально
(проверим пальцами - уголки губ (губная комиссура) не должны быть напряжены, а только натянуты).

* Все эти элементы лучше попробовать делать по отдельности, а потом соединить.
Получается Совершенно Жуткая Гримаса:crazy::crazy::crazy:, но она нужна чисто для тренировки, чтобы необходимые мышцы приучились включаться в работу и, в дальнейшем, поддерживали некоторый тонус.

* Когда гримаса натренирована, можно прекращать использовать зеркало и переходить к следующей группе упражнений.

Примеры 6-9. Переход с лабиовибранта на гласный "Ы".

* Ноты те же, что и в предыдущих попевках. Главное - слегка контролировать руками напряжение мышц живота и спины и НЕ ДОПУСКАТЬ возрастания или уменьшения напряжения мышц при переходе с лабиовибранта на гласный "Ы". Образно говоря, тело не должно замечать изменений, происходящих во рту и с лицом. Звук "Ы" должен звучать НЕ ГРОМЧЕ или даже чуть тише лабиовибранта.

* Освоив первое упражнение перехода на гласный (пример 6) и погоняв его по диапазону, не спеша переходим к последующим. Старые попевки лабиовибрантом постепенно вытесняются новыми с переходом на "Ы" по мере их освоения, правило 10 минут непрерывного пения сохраняется.

* Освоив пение Ы, переходим к сочетаниям ЫЭАЭЫ и ЫЭАОУ, НЕ МЕНЯЯ ФОРМЫ РТА И ГРИМАСЫ. Когда становится понятен принцип и сформирован двигательный стереотип, можно выдумывать свои попевки и варианты. Пример 10. Пение гласных фальцетом.

Те, кому совсем не даётся звук лабиовибранта, могут использовать вместо него другой вспомогательный заук - "У"-с-выдуванием" (пример 11). Фальцетом поется гласный "У", губы при этом вытягиваются трубочкой, и к звуку примешивается шум протекающего воздуха (поем и одновременно дуем). Щёки СЛЕГКА надуваются, челюсти РАЗОМКНУТЫ (это важно). Во всех упражнениях тупо заменяем лабиовибрант на "У"-с-выдуванием и - вуаля.
 

Вложения

Последнее редактирование:

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Добавил не прошедший количественное ограничение вложений пример звучания "У"-с-выдуванием.​

И никогда не забываем главное правило:​

настоящий пацан поёт яйцами, а думает ж..пой
 

Вложения

Последнее редактирование:

LightStarSirianoff

New Member
21 Май 2010
222
36
0
kavaradossi, спасибо большое за такую информацию, да еще и с примерами! :)

Единственное не могу понять, что же такое фальцет по Емельянову? И в чем его принципиальное отличие от фистулы?

kavaradossi, Если есть возможность, не могли бы вы записать пример фальцета и следом фистулы на той же ноте. Я думаю тогда многие поймут что такое фальцет, а что фистула :)
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Там же в самый первый пример с этого начинается, внимательно посмотри. Там нота "до" озвучена в 3-х вариантах фальцет (он же головной), грудной, свистковый (она же фистула) и снова фальцет. Разница на слух между фистулой и фальцетом, как между флейтой и гобоем, к примеру. Когда голосовые складки не работают, получается тусклый звук по типу флейтового (вибрирует только воздушный столб). А когда складки работают краями, получается более-менее яркий фальцетный звук за счёт обертонов, в гобое их создают трости - в какой-то степени аналог голосовых складок.

Физически разница очучается очень заметно, фистулой всю первую октаву можно петь практически не напрягая тело, на очень слабом воздушном потоке . С фальцетом (если он не развит с детства или вообще от природы у мужчины женский тип голосообразвания) такой номер не пройдёт, каждый звук даётся с боем.

Собсна, я просто могу первый пример переписать на многанот, но эта тада ближе к вечеру.
 

LightStarSirianoff

New Member
21 Май 2010
222
36
0
kavaradossi, прошу прощения, не усмотрел :) Теперь понял. Т.е. фальцет - это когда звук находится только в головном регистре, но при этом связки совершают колебания не краями, а полностью, как при естественном пении? Еще вопрос, почему самое главное продержаться 10 мин. Именно время работы имеет значение?
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
kavaradossi, прошу прощения, не усмотрел :) Теперь понял. Т.е. фальцет - это когда звук находится только в головном регистре, но при этом связки совершают колебания не краями, а полностью, как при естественном пении? Еще вопрос, почему самое главное продержаться 10 мин. Именно время работы имеет значение?
Ноу, ноу.
Чтобы было проще, условимся так
фальцет-это не когда звук находится в головном регистре, но при этом..., а просто фальцет = головной регистр. Еще пытаюсь провести грубую аналогию. Это акустическая система, у которой вырублен НЧ драйвер. Из-за особого положения гортани и режима работы голосовых складок трахеобронхиальная система не резонирует.

Складки в этом случае работают именно краями.

Насчёт 10 минут -да, работает именно время. Если понял, как делать правильно - надо просто тупо напеть 10 минут, если отдыхать приходится долго, репетиция может занять 20 минут, к примеру.
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Нет. Он показывает свистковый-флейтовый-фистульный регистр, причём называет его вначале фальцетом, а потом, начиная петь тем же регистром, только несколько громче - уже микстом (я думаю, что большинство ваще разницу на слух не заметили). В общем, мне кажется, главное его достоинство - это энтузиазм.

Неважно, как мы что-то называем, главное, чтобы называли одно и то же явление одинаково и не путались. Пусть он называет это фальцетом, но мы вслед за профессором московской консы и его аспирантами будем все-же называть это свистковым регистром. Слушайте внимательно тот звук, который он показывает. Он похож на звук флейты, беден обертонами. В наших тренировочных целях он не используется.

С этим надо хорошо разобраться.

В теме рядом кто-то же давал ссылку на видео Томаса Андерса - отличный пример фальцета и тех отдельных нот, в которых он переходит на свисток.
 

Ilya Prokhorov

Well-Known Member
16 Авг 2007
2.308
2.546
113
При пении фальцетом у 99.9 % людей гортань сдвинется вверх
упрощенно говоря, кадык находится не в середине шеи, а в самом вверху, почти в челюсти?

при свистке же кадык остается в середине, так?
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Это индивидуально. Кадык может ваще скрыться, а может тока на сантиметр подняться, но от обычного положения уйдет вверх. А по положению кадыка свисток не диагностируешь, складки можно выключить из работы при низком и при высоком положении гортани.
Главная его особенность - звук тихий, с большим протеканием воздуха, издаётся с усилиями едва больше речевых. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ РАЗОМКНУТЫ.
 

Ilya Prokhorov

Well-Known Member
16 Авг 2007
2.308
2.546
113
звук тихий, с большим протеканием воздуха, издаётся с усилиями едва больше речевых
у меня в первой октаве получается петь двумя способами и в любом случае весьма громко (на опоре)
1. с высоким положением гортани верхняя "возможная" нота ля-си бемоль, рабочая соль-бемоль первой октавы, тембр несколько похож на тембр в грудном регистре. Это фальцет?
2. с обычным положением гортани верхняя "возможная" доходит до фа второй октавы, тембр не похож на мой, похож на неумелое детское пение. Это свисток? тогда паровозный видимо, уж очень громкий ))

в обоих случаях специально или нет добавляется harsh в вокал
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Положи пару записанных нот, хочешь в личку отправь.
 

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
Слово "фальцет" происходит от латинского falso (фальшивый). Кстати правильно было бы произносить - фальсет. Но, увы.
Фальцет, фистула - одно и то же. Свисток вообще х. з. что такое. Про свисток лень писать (Mariah Care так поёт наверху). Есть три регистра голоса: грудной (полное смыкание), головной (краями), он же фальцет. Третий, это микст (нечто среднее). Читайте методику профессора Дмитриева, там подробно и очень полезно. Регистры, ни какого отношения не имеют к резонаторам. Петь на задранной гортани не прилично. Выключить складки можно при любом положении гортани. Петь нужно только в пониженном. Посмотрите на Youtube хороших оперных певцов. Упражнения на смыкание или размыкание выбирают, исходя из природных предрасположенностей певца. В пении фальцетом звук может прекрасно резонировать при опущенной гортани. Микст- это компромисс между лёгкостью (управляемостью) и громкостью. Вагнеровские певцы не поют микстом, ибо надо громко. Россиниевские не мочат с грудака, ибо надо легко, высоко и подвижно. Певцы, использующие так называемою силовую манеру (грудь) частенько рано заканчивают карьеру. Примеры - Дистефано, Корелли, Вильясон. Пример микста - Чечилия Бартоли, Dirty Loops.
Если есть вопросы, добро пожаловать в личку.
 
  • Like
Реакции: Alex Ashto

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
Ноу, ноу.
Чтобы было проще, условимся так
фальцет-это не когда звук находится в головном регистре, но при этом..., а просто фальцет = головной регистр.
Не понял.
Еще пытаюсь провести грубую аналогию. Это акустическая система, у которой вырублен НЧ драйвер. Из-за особого положения гортани и режима работы голосовых складок трахеобронхиальная система не резонирует.
Трахеобронхиальная система не оказывает влияния на звучание голоса, а только является индикатором ощущений (см. учебник по методике Дмитриева). Резонирует гортань. Надо уметь просто.
Насчёт 10 минут -да, работает именно время. Если понял, как делать правильно - надо просто тупо напеть 10 минут, если отдыхать приходится долго, репетиция может занять 20 минут, к примеру.
Почему именно 10, а не 11 или 12?
 
Последнее редактирование:

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Трахеобронхиальная система не оказывает влияния на звучание голоса, а только является индикатором ощущений (см. учебник по методике Дмитриева). Резонирует гортань. Надо уметь просто.
?
Parsifal75, плиз, не пиши о том, в чём плохо разбираешься. А уж тем более не перевирай Дмитриева :)

Остальные твои реплики комментировать не буду.
 

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
Parsifal75, плиз, не пиши о том, в чём плохо разбираешься. А уж тем более не перевирай Дмитриева :)

Остальные твои реплики комментировать не буду.
Цитата из учебника Дмитриева:
"Какова бы ни была причина грудного резонирования — действительно ли там возникают явления резонанса или это просто вынужденные колебания воздуха в трахее и бронхах, передающиеся от колеблющихся голосовых связок, — практически важно, что к звуку, выходящему изо рта, они мало что могут прибавить, но по ним певец может хорошо ориентироваться в той работе, которую совершают его голосовые связки."
Ссылка, где можно полностью почитать.
http://corpuscul.net/shkola/postanovka-golosa/rabota-golosovogo-apparata/golovnoe-i-grudnoe-rezonirovanie/
Не знакомых людей лучше конечно называть на Вы. Но, увы. А вы где изволили обучаться, позвольте поинтересоваться.
 

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
В подтверждение ещё из Дмитриева:
"Выше переходных нот начинается фальцетный регистр, который звучит у необученного певца весьма слабо, имеет специфический «продутый», «флажолетный» характер, беден по тембру и весьма ограничен по своим динамическим возможностям. Само слово фальцет означает ложный голос. Русский синоним его — фистула."
Сцылочка на главу о регистрах мужского голоса.http://corpuscul.net/shkola/postanovka-golosa/rabota-golosovogo-apparata/registry/
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
На вы так на вы, я предпочитаю, когда мне в интернете говорят ты, что располагает к доброжелательности, а не к изощрённо-иезуитским попыткам под видом вежливости ввинтить шуруп.

Заканчивать я изволил минский институт культуры по специальности эстрадный оркестр в 1993 году.

И не могли бы вы для иллюстрации вашего знакомства с первоисточниками заодно уж найти место про ваше "резонирует гортань надо уметь просто".
 

Ilya Prokhorov

Well-Known Member
16 Авг 2007
2.308
2.546
113
  • Like
Реакции: TRANCEDLY

zavetniy

Active Member
25 Июл 2009
743
133
43
zavetniy.wix.com
Должен сказать, что упражнения представленные в теме, могут привести, а точнее приводят к стиранию связок, не перестарайтесь. )
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Вопрос терминологии - это вопрос взаимопонимания и удобства. Мне по ряду причин использование названий "грудной-фальцет-фистула" представляется удобным. Могу "грудной" заменить на "натуральный", а "фистулу" на "свисток" без какого-либо ущерба. Кому это неудобно - используйте "головной", я вас пойму, но в теме, которую я создал, все равно буду придерживаться терминологии, которая мне ближе.

Кроме того, тема практическая, что отмечено и в названии, поэтому давайте не будем в очередной раз загоняться.

Если вопрос о том, как регистры фальцета и фистулы различить, еще актуален, то можно послушать йодль
http://www.youtube.com/watch?v=vQhqikWnQCU&feature=related В быстром чередовании двух регистров - вся фишка.
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Должен сказать, что упражнения представленные в теме, могут привести, а точнее приводят к стиранию связок, не перестарайтесь. )
Ничего такого и близко быть не может. Еще раз просьба к людям, не понимающим в достаточной мере, о чём они пишут, не писать ничего хотя бы в виде безапелляционных утверждений, или просто спокойно проходить мимо.
 

zavetniy

Active Member
25 Июл 2009
743
133
43
zavetniy.wix.com
Ничего такого и близко быть не может. Еще раз просьба к людям, не понимающим в достаточной мере, о чём они пишут, не писать ничего хотя бы в виде безапелляционных утверждений, или просто спокойно проходить мимо.
Прошу прощения, что влез, но этот факт имеет место быть. Не ради противоречия, а исключительно для положительного обмена опытом.
 

zavetniy

Active Member
25 Июл 2009
743
133
43
zavetniy.wix.com
Буквально пару слов скажу о психологии обучения вокалу, нельзя в процессе обучения просить вокалиста управлять собой , как бы со стороны, типа
"Глаза держите широко открытыми, не морщите лоб, смотрите прямо перед собой, плечи опустите, дышите незаметно. Не старайтесь петь красиво, тем более не украшайте голос вибрацией."-это только отвлекает и не дает сосредоточиться на главном, т.е. на собственных ощущениях.
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
zavetniy, спасибо, здесь заявлена конкретная тема по тренировке фальцета. Я отвечаю за всё, что пишу. Это подкреплено тем, что:
- я сам, далеко не вокальный гений и даже не талант от природы, достиг значимых для меня результатов, занимаясь именно по этой системе;
- я помог преодолеть ограничения с верхним участком диапазона многим студентам, с которыми работал и продолжаю работать, используя именно эту методику;
- я ничего не изобретаю, я пытаюсь привлечь внимание к хорошо апробированной, рабочей методике В.Емелянова, с которой многие не знакомы. Поэтому я неоднократно писал, что разговор получится лишь после обоюдного прочтения книги.

Заинтересованы в таком разговоре, скорее всего, будут люди, у которых есть соответствующие трудности. Способ, которым люди, уже не имеющие трудностей, их преодолели, они могут описать, создав аналогичную тему.

Эта тема - не для обсуждения, нужно или не нужно это делать и почему. Эта тема - как именно это делать правильно и как это работает. Теорию предлагаю вынести за ее пределы.
 

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
Должен сказать, что упражнения представленные в теме, могут привести, а точнее приводят к стиранию связок, не перестарайтесь. )
Стирание связок - это ещё один перл вокальной педагогики.
К сожалению, без знания теории практика может оказаться абсолютно деструктивной.
По поводу резонанса гортани логично предположить, что если отвергнуть влияние на голос так называемых грудных и головных резонаторов, то в нашем распоряжении остаётся гортань. Изменение длинны гортани меняет форманту голоса от басоподобного до буратино. Следовательно, она резонирует. Моя близкая родственница в бытность свою ведущим фониатром г. Москвы по одному из центральных каналов тв сказала, что голос образуется в результате смыкания голосовых складок и резонирует в гортани.
 
Последнее редактирование:

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
Мне, как стороннику американской школы, вот это мнение ближе всего

Singing Tips - Falsetto vs Head Voice - Rock Vocal Lessons
Я тоже являюсь сторонником американской школы. Тоже смотрел весь youtube. Там только один дедок был толковый. К сожалению, забыл, как его величать. Вообще американцы оказали на меня огромное влияние. Я был даже на мастер-классе Сета Ригса. Но, увы, это было, ни о чём. Просто поржали и разошлись. Толи не знает, как научить, толи чего- то умалчивает. Но в итоге один американец изменил моё представление о вокале радикально. Правда, мой профессор тоже меня пытался вразумить, но... Но о великих либо хорошо, либо, ни как. Я безумно благодарен, что он наставил меня на путь истинный. Я понял хотя бы, что искать. Как сказал Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра".
Но вернёмся к нашим американцам. Нет американской школы. Всё это придумано и описано в период расцвета Бельканто (конец XVIII- начало XIV вв.) Потом воцарился Вагнер, веристы и пошло- поехало. А главное - воцарился эмпирический подход к обучению.
 
Последнее редактирование:

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
По поводу резонанса гортани логично предположить, что если отвергнуть влияние на голос так называемых грудных и головных резонаторов, то в нашем распоряжении остаётся гортань.
Остаются рот и глотка. Parsifal75, плиз, давайте переедем с теорией в другую тему, я с удовольствием поучаствую.
 

viktoremelyanov

New Member
13 Фев 2013
1
0
0
78
kavaradossi, Уважаемый коллега. К Вам обращается автор ФМРГ Виктор Вадимович Емельянов. Мои адрес [email protected] Пожалуйста, сообщите мне, откуда у вас мои упражнения, где и когда Вы у меня обучались и почему выставляете в сеть упражнения - я ещё их не слушал, но послушаю - не имея обратной связи от тех, кто ими будет пользоваться? Почему Вы так уверены, что те, кому Вы из предложили будут выполнять правильно и не нанесут вред своему голосовому аппарату? Я, автор, никогда этого не делаю, хотя постоянно получаю просьбы об этом. Этого категорически нельзя делать! Только очное обучение. Самостоятельная работа только после этого. О такой мелочи, как этика и авторское право я уже и не упоминаю.
 

kavaradossi

Active Member
21 Май 2011
654
246
43
54
Виктор Вадимович, написал в личку :) В свое оправдание, коего нет :sorry:, я напомню, что полтора месяца назад приглашал вас на РММ форум в раздел вокал заглянуть, так что простите, если что не так :) С уважением Г.В.Высоцкий.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)