Базовые законы гармонии (классической) (1 онлайн

Vovchik

Well-Known Member
29 Апр 2005
2.290
1.078
113
65
Смоленск
Alex Vortexя лишь стою за то что давайте изучайте и следуйте правилам и против того что не начав соблюдать начинайте нарушать. и всего то
Ну вот и сошлись во мнении, а чего спорили-то? Я так и не понял. Скока букаф израсходовали...
 

Muset

Active Member
А мне нравится. Очень красиво.
Ой, я не подумал, что смайлик нужно поставить....

Вот с такими примерами я и приставал к преподавателю по гармонии "Почему так нельзя, если это красиво?"

Собственно тогда и разобрались....
 

Vovchik

Well-Known Member
29 Апр 2005
2.290
1.078
113
65
Смоленск
Ну кто вас знает... Тут после всего, что было сказано про мудрость веков и параллельные квинты, поневоле перестанешь шутки понимать.

Ну и, коль пошла такая пьянка, ещё один пример. Бог с ним, с Дебюсси, кусок из которого я выкладывал выше, - он всё-таки уже из XX века, но вот ещё один пример вопиющего нарушения всех правил голосоведения. Такому горе-автору pROFI посоветовал бы всё переиграть с соблюдением правил, но боюсь, с советом он опоздал.
 

Вложения

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Vovchik, Ваше упорство не достойно уважения. Правила строгого хорала вполне разумно применять для строгого хорала - пьесы для вокального ансамбля из 4х голосов, или квартета из струнных или деревянных духовых. А Вы показываете нечто явно романтического склада - фортепианной либо оркестровой фактуры. Печально. Это уже не смешно даже.
 

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Я вот почему про пионерство написал - когда я это ещё в училище проходил - тогда среди нас точно также ходили такие настроения - "дану нафик, это вообще к настоящей музыке не имеет отношения, да все эти правила если нарушать - всё будет звучать просто замечательно, да кому это всё нужно"... и т.д. Потом, уже в консе, изучая основы полифонии и глубже ту же гармонию - мы стали смотреть на вещи более спокойно. И то, что в стиле этого хорала написано менее 10% от всей музыки (а сейчас в связи с постоянно появляющимся "контентом" эта цифра всё более и более уменьшается), и то, что нам позволяли больше вольностей - всё это умерило наш пыл. Но я прекрасно помню, что он был. А потом прекратился.

Жаль, что я это уже не как музыкант, а скорее как психоаналитик говорю...
 

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.972
3.793
113
Vovchik, оставьте его в покое - он совсем не намерен слушать собеседников. Он надел себе терновый венец страдальца за правила, ему просто необходимы ветряные мельницы, с которыми он будет "рубится". И по этому случаю, думаю, как раз ему необходим психоаналитик, чтобы разобраться где и отчего его так не по-детски торкнуло с этими правилами. RomanD, без обид? :)

Кстати, был один малоизвестный немецкий композитор, который правил ошибки голосоведения Баху...

UPDATE-поправка: по поводу последнего предложения - память подвела меня :0. Заглянув в книжку обнаружил, что он (композитор) их не исправлял, а как раз наоборот - допускал :) см. мой пост #89 (стр. 9)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: James Kru

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Bernard, ну зачем же так)) с учётом того, что я занимаюсь совершенно другой музыкой. ну короче ладно - обращаясь ко всем прочим, кто будет читать эту ветку - сначала освойте стиль без нарушений (любой), а затем будете понимать изнутри, что и как нарушать. и тогда "ошибки" Баха и Моцарта будете понимать - во всей их красоте и логике. чего всем и желаю))
 

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.605
0
115
Посетить сайт
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
................сначала освойте стиль без нарушений (любой), а затем будете понимать изнутри, что и как нарушать. и тогда "ошибки" Баха и Моцарта будете понимать - во всей их красоте и логике. чего всем и желаю))


Святые для музыканта любого жанра и стиля слова.
С них любой музыкант стартует в большой труд "МУЗЫКУ"....
Кто учился-тот слышал их от своих учителей.
Молодец,Роман.
 

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
51
Королёв, Москва
Vovchik, оставьте его в покое - он совсем не намерен слушать собеседников. Он надел себе терновый венец страдальца за правила, ему просто необходимы ветряные мельницы, с которыми он будет "рубится". И по этому случаю, думаю, как раз ему необходим психоаналитик, чтобы разобраться где и отчего его так не по-детски торкнуло с этими правилами. RomanD, без обид? :)

Кстати, был один малоизвестный немецкий композитор, который правил ошибки голосоведения Баху...
+1. Спасибо, Bernard. А то я все не знал, что же адекватное можно написать человеку, панибратски похлопывающего по плечу Прокофьева и Шостаковича, Леденева и Бориса Чайковского, Щедрина и Пендерецкого, а также создавшего удивительный термин "хорал строгого письма". Теперь ничего не буду писать, успокоился :). Спасибо.
 

Vovchik

Well-Known Member
29 Апр 2005
2.290
1.078
113
65
Смоленск
Bernard и James Kru, спасибо за поддержку, хотя я и не хотел бы, чтобы дискуссия принимала такой, немного издевательский, оттенок. Ну что вы накинулись на Романа, каждый имеет право на собственное мнение. Другое дело, что в споре хорошо бы подкреплять свое мнение какими-то фактами, аргументированными доводами; наконец, простым знанием музыкальной литературы (очень неожиданной была фраза "нечто явно романтического склада").

RomanD, читая Вас, трудно отделаться от впечатления, что первые и последние посты писали два разных человека. И самое удивительное, что всё это время мы умудрялись спорить ни о чём -- с Вашим последним утверждением я полностью согласен. Так что предлагаю мир, а так же перейти опять на ты, а то что-то мы тут совсем во взрослых заигрались :laugh1:

Хуже всех автору темы, Remy -- он так и не дождался от нас простых правил...
 
  • Like
Реакции: Bernard

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.972
3.793
113
хотя я и не хотел бы, чтобы дискуссия принимала такой, немного издевательский, оттенок.
Я - тоже, и сожалею о том, что поддался искушению съязвить. А RomanD, надо отдать должное, удержался от ответного выпада.

А для Remy, вроде, были ответы в ряде постов, например, в первом посте pROFI, также Muset привел список литературы...
 

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Господа, вы уж определитесь между собой, против кого вы дружите, что вы в конце концов отстаиваете, что защищаете и в чём друг друга поддерживаете. А то получается, что армяне лучше чем грузины. И термин строгий стиль оказывается я сам придумал, и примерами ничего не подкрепляю. На что примеры то нужны - на музыку, которая написана в правилах хорала строгого стиля? Возьмите "Страсти по Матфею" великого И.С. Баха - там все хоралы связующие в этих правилах, возьмите Реквием В. Моцарта - там тоже всё это есть, особенно Оферториум - части приписываемые не Моцарту. Ну и так далее.

А то прям как-то грустно всё получается...
 

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
51
Королёв, Москва
Господа, вы уж определитесь между собой, против кого вы дружите, что вы в конце концов отстаиваете, что защищаете и в чём друг друга поддерживаете. А то получается, что армяне лучше чем грузины. И термин строгий стиль оказывается я сам придумал, и примерами ничего не подкрепляю. На что примеры то нужны - на музыку, которая написана в правилах хорала строгого стиля? Возьмите "Страсти по Матфею" великого И.С. Баха - там все хоралы связующие в этих правилах, возьмите Реквием В. Моцарта - там тоже всё это есть, особенно Оферториум - части приписываемые не Моцарту. Ну и так далее.

А то прям как-то грустно всё получается...
RomanD, ну как же Вы так невнимательно. Сами даете ссылку на статью энциклопедического типа и не замечаете, что речь все время без исключения идет о полифонии и контрапункте. Строгий стиль, Строгое письмо это ВСЕГДА письмо ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ, всегда линеарно-контрапунктическое. Фраза "хорал строгого письма" - это нонсенс! Это все равно что сказать "одноголосие многоголосной музыки" или, например, "аккорд, состоящий из одного звука", "развитая мелодическая линия ноты"фа" малой октавы" :).
Хоральное же изложение в многоголосной музыке - это всегда гомофонно-гармоническое изложение.
Может быть (и была, собственно, основой строгостильного письма) полифоническая обработка хорала (из того самого сборника Папы Григория :) Вы наверняка знаете про Кантус Фирмус - одноголосный хорал в этом случае он и есть; может быть хоральное гомофонно-гармоническое изложение чего угодно, не только хорала (а под "хоралом" изначально подразумевались песнопения из того же сборника того же Папы :). Но словосочетание "хорал строгого письма" - самопротиворечиво.
Поймите, либо "хорал" либо "строгого письма".
 
Последнее редактирование:

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Remy, Да там просто всё. Запрещаются параллельное движение совершенными консонансами (примы квинты октавы), движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз); обращение с септимой: брошенная (неразрешённая) септима, взятая скачом (неприготовленная), септима идущая вверх; перекрещивания голосов, расстояние больше октавы между парой соседних верхних 3х голосов, расстояние больше полторы октавы между басом и тенором, перекрещивание голосов; потом не помню как это называется, - скачок сопрано, бас идёт в ту же сторону и в конце они образовывают октаву - грубо говоря си-соль -> до-до. Пока что вооот.
 
  • Like
Реакции: Andy Kill

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
James Kru, Вы уже просто к словам цепляетесь. Правила строгие, нарушать нельзя, склад - гомофонно-гармонический, как это ещё назвать?

И отвечать я буду по существу чтоб бесполезные посты не плодить. ага, "когда я был маленький - сцена Большого Театра была боооольше"...
 

James Kru

Well-Known Member
15 Дек 2009
2.308
2.750
113
51
Королёв, Москва
James Kru, Вы уже просто к словам цепляетесь. Правила строгие, нарушать нельзя, склад - гомофонно-гармонический, как это ещё назвать?
Я цепляюсь только в том случае, если слова очевидно ошибочны, но преподносятся как аксиома в дискуссии.
Не возьмись Вы давать ссылки на энциклопедические статьи про Строгий стиль, не возьмись Вы опять рассказывать про "правила хорала строгого стиля" (вместо того, чтоб просто спросить, почему этот термин такой смешной), я бы и не писал ничего.
Эхх, молодость, молодость... Где мои семнадцать лет? :)

PS: "И отвечать я буду по существу чтоб бесполезные посты не плодить."
Да, собственно, я ни о чем и не спрашивал.
 
Последнее редактирование:

Vovchik

Well-Known Member
29 Апр 2005
2.290
1.078
113
65
Смоленск
Роман, никто против никого не дружит, мы все вместе дружим за музыку во всех ее проявлениях.

Меня тоже смутил термин "хорал строгого стиля" (я не иронизирую). Помню, в консе мы изучали "контрапункт строгого письма", так официально называлась эта наука. Никакого строгого хорала я не помню. Было это 30 лет назад, может, я просто забыл или с тех пор в музыковедении что-то изменилось?
 

Inzhener

New Member
16 Янв 2010
1
1
0
. Учась в консе и поя в камерном хоре Б. Тевлина я перепел кучу таких вот опусов Р. Леденёва, А.Чайковского, Б.Чайковского, некоторые и дальше премьеры никуда не шли.
Это все, конечно, замечательно, но у выдающегося композитора Бориса Александровича Чайковского, к сожалению, вообще нет хоровых сочинений - ни для камерного хора, ни для какого-либо другого...

Так что есть серьезные сомнения в отношении того, что пишет на форуме этот человек.
Или, может быть, имеется в виду Петр Ильич?!

www.boris-tchaikovsky.com
 
  • Like
Реакции: James Kru

Andy Kill

Super Star
24 Сен 2009
56
11
8
Russia
Модераторов на вас не хватает, нафлудили на 9 страниц!!! Вы бы лучше столько правил написали!!! Если хотите спорить спорьте в личке!!! Каму охота будет ваши споры читать... Только людей в заблуждение вводите!!! Пишите по делу(ближе к теме) :ireful1::dash1:
 
Последнее редактирование:

arkaine

Active Member
13 Сен 2007
640
128
43
Да, весь раздел сводится в срачь: нужно ли музыкальное образование и следует ли соблюдать правила.


Кстати, вопрос тут... движение парралельными квинтами, октавами и в общем-то большинством другимх интервалов понятно, а как будет выглядеть примами?
 

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Да так же, до-ре-ми, просто штили и вверх и вниз (сопрано и альт). или до-ре-ми на скрипичном стане (у альта) и на басовом (у тенора). просто унисон в общем.
 
  • Like
Реакции: arkaine

arkaine

Active Member
13 Сен 2007
640
128
43
Чую я, такое напишу...

RomanD
, выходит, что движение парралельными примами - это типа удвоения одного из голосов, с последующим движением этого удвоенного голоса?
 

tim_ka

Начальная школа
26 Янв 2005
1.898
280
0
24
DC, MD, VA
Посетить сайт
в срачь: нужно ли музыкальное образование и следует ли соблюдать правила.
Давно пора споры на эту тему внести в список флеймоопасных. Кому не хочется изучать правила, тот может просто не писать сюда, нахрена ему в раздел по музтеории вообще заходить? Предупредить, а затем наказывать.
 

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.972
3.793
113
Кстати, был один малоизвестный немецкий композитор, который правил ошибки голосоведения Баху...
Нашел таки статью, в которой я прочитал об этом случае и обнаружил, что я был несколько неточен ;), а в приложении к контексту полемики в топике эта неточность очень существенна и ее исправление сделает приведенный мною факт аргументом в пользу RomanD.

Этот композитор - А. Фоглер - действительно, исправлял гармонизацию хорала, сделанную Бахом. Но не ошибки, которых там не было. Фоглер посчитал баховскую гармонизацию "бедной и однообразной" и решил ее "улучшить". Далее в статье идет разбор-сравнение двух вариантов, где я в силу отсутствия соответствующего образования ничего не могу понять :). Но в результате, как пишет автор статьи, как раз именно Фоглер в попытках сделать более "цветистой" гармонизацию был вынужден наделать кучу ошибок.

(источник - Т. Чередниченко, К проблеме художественной ценности в музыке (в сборнике Проблемы музыкальной науки вып. 5, 1983)

Итак, мой аргумент-подколка на поверку оказывается аргументом в пользу RomanD :)
 
  • Like
Реакции: RomanD

RomanD

Играющий тренер
1 Сен 2005
1.875
306
83
43
Москва
vk.com
Кстати вот ещё правило, которое никто не вспомнил. Это переченья. Объясню попроще, сложнее читайте в поиске. паре голосов запрещено делать так: соль-(через октаву)-сибемоль - сибекар-соль. Или с проходящими: один голос - сибемоль-ля-соль, а второй - соль-ля-си. Рисовать лень, если кто не поймёт нарисую. Допускается только переход в уменьшённую септиму - сибемоль-сибемоль - сибекар-лябемоль.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)