Запись цельного альбома. Общие методики и ошибки. (1 онлайн

TContinental

ЗР группы EXTROVERT
9 Окт 2007
2.361
773
113
Иркутск, Байкал
Суть - предстоит запись альбом (прог.рок группа). Опыта работы с цельным альбомом у меня нету (у самой группы есть, но мне надо самому всё спланировать). Я прошу у бывалых разных советов по поводу большой цельной сессии записи полтора десятка композиций. Материал обещается быть разносторонним и разнохарактерным. Но всёже мне надо наставлений как всё спланировать более эффективно и рационально. Чтобы не хвататься потмо за голову по какому либо глупому поводу и невозможности чтото исправить. На что обратить внимание, о чём всегда помнить, за чем постоянно следить в процессе работы. Как спланировать сессию, как разрулить всё грамотно и ничего не упустить. У кого какие были ошибки в первой такой работе? Поделитесь. Буду признателен.
 

Maxim Komov

модератор
10 Мар 2005
2.071
1.612
113
41
Москва, Зеленоград
www.maxkomov.com
Если барабасы будете писать и сводить живые, а не супы, снипы и т.д., то пишите сразу не меняя миков, их позиций и т.д. Сразу 40-50% целостности звучания треков.
 

TContinental

ЗР группы EXTROVERT
9 Окт 2007
2.361
773
113
Иркутск, Байкал
Да, это да. Драммер так и сказал - первым делом под заготовленные темпотреки пишем партии драмов на весь альбом. Это логично. Тока я боюсь - мало я пробных записей целостных полных делал с ними (2 песни)... Я не уверен пока ещё даже в позиции майков всех... думаю надо прежде чем утверждать сессию, сделать ещё записей пробных... потомучто это может реально стать тоталной ошибкой. Группа торопит меня на запись...
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
TContinental, если есть пластиковые демо ваших песен, лучше записать барабаны позже, возможно - последними. Поверьте, будет лучше. А первыми писать барабаны под клик - вчерашний день и мертвечина в итоге.
 

timbo

Well-Known Member
3 Окт 2007
1.627
641
113
Как спланировать сессию, как разрулить всё грамотно и ничего не упустить.
ну во-первых надо подготовится морально к тому, что какие-то косяки вылезут всегда, чтобы если что-то пойдет не так как задумано, всегда найти выход из создавшегося положения.

если есть возможность посидеть на репах и послушать - надо это сделать

если есть возможность вместе с драмами прописать бас или гитары - надо воспользоватьс этой возможностью

сессии записи барабанов лучше назначить таким образом чтобы не писать ударника долоьше трех часов подряд, иначе он устанет и играть не будет

лучше писать драммера на максимально близком сетапе к тому на котором он репетирует, у меня как-то было что драммер шибко захотел играть на студийном кардане, при том что его собственный был не шибко и хуже, в итоке было полно гемора с бластбитами, тк упрогость и проч были не те

всегда делайте бекапы!
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
Тщательно провести пре-продакшн: все партии должны быть выверены (анализируйте записи, сделанные на репетициях - блох вылезет очень много, в реальном времени их все не выловить) и выучены назубок.

При записи не собирайте толпу (как и при сведении), слишком много советчиков - только во вред (как заниматься сексом на центральной площади). Дельный совет timbo - порой средний, но привычный инструмент лучше, чем крутой, но незнакомый.

На записи кроме назначенного человека на всякий случай приглашать еще кого-то из музыкантов, чтобы в случае ступора (всякое бывает) не было зря потрачено студийное время.

Вообще мелочей по организации сессии очень много - в рамках топика не уместятся. Ну, хотя бы такая: старайтесь подряд записывать номера в одном темпоритме - последующие пойдут легче, чем первый.
Непосредственно перед записью поиграйте какой-либо паттерн из того номера. который собираетесь писать, только не распыляйтесь. Вообще на более-менее серьезных студиях при работе над большим объемом материала дают пару бонусных установочных смен для привыкания к условиям.
 
Последнее редактирование:

TContinental

ЗР группы EXTROVERT
9 Окт 2007
2.361
773
113
Иркутск, Байкал
TContinental, если есть пластиковые демо ваших песен, лучше записать барабаны позже, возможно - последними. Поверьте, будет лучше. А первыми писать барабаны под клик - вчерашний день и мертвечина в итоге.
Тут такое дело - драммер - музыкант практически в абсолюте. Он автор половины всего что у нас есть. И автор части партитур, и вокалист, и автор слов, наполовину. Слух абсолютный. Репитирует много с группой. У нас своя студия/база. Время неограничено на репитиции. Поэтому все партии барабанов отточены и играются не в "слепой клик" "абы лишьбы в римт попасть". Всё давно отыграно и продумано и заучено. Слепой мертвечины быть не должно. Да и он всегда так делает, результат всегда в этом плане отличный.


"если есть возможность вместе с драмами прописать бас или гитары" - тут примерно такаяже ситуация, тока с тем отличаем что партии всех инструментов сильно сложные. Не блюз и не импровизации (утрирую). Все всё понимают про живой контакт при записи итд, но в их случае применяется только потрековый метод изза технических сложностей партитур. Спорить на эту тему не имею возможности.)) Пишем потреково.

"лучше писать драммера на максимально близком сетапе к тому на котором он репетирует" - студия/база наша, ударка у него там всегда стоит на раме большая безвылазно, репитирует на ней, пишет на ней. Напротив стоит другая стандартная для его учеников.


"ага, а лучше вообще не писать:to_take_umbrage:" - ?????????????? суп какойнить начать юзать чтоле??? и выбросить отрепитированные 300.000 на улицу?
 

TContinental

ЗР группы EXTROVERT
9 Окт 2007
2.361
773
113
Иркутск, Байкал
"не было зря потрачено студийное время." - зря - это да, плохо, но время у нас вагон. 24 в сутки. 366 дней в году. Спать тамже можно.)) Всё наше.

"При записи не собирайте толпу (как и при сведении), слишком много советчиков - только во вред (как заниматься сексом на центральной площади)" - круто сравнил. Уже сталкивался. Да.

"Тщательно провести пре-продакшн: все партии должны быть выверены (анализируйте записи, сделанные на репетициях - блох вылезет очень много, в реальном времени их все не выловить) и выучены назубок." - да, так и есть.



Ещё непочатый край разговоров - ...... как.... как обеспечить единый звук альбома? Глупый вопрос, знаю. Материл-то всёранво весь разнохарактерный. Просто я всегда всё свожу "с нуля", применяя разные наборы и настройки эффектов/обработчиков. Каждый раз я "ищу", ставлю пробы в обработках, пробую, пробую, ищу... Придётся поределить на альбоме единые методу, единые эффекты пространственные, сцену единую, и везде это реализовывать одинаково. Как минимум.
?
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
TContinental, то что у драммера абсолютный слух, не поможет безупречно выдержать динамику, как при живом исполнении или под пилотные скрэтч-дорожки. Зачем ставить человека в заведомо неудобные условия, чтоб он домысливал звуковую картинку? Исполнителю при записи надо создать максимальный комфорт, а не заставлять его с успехом преодолевать трудности.
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
TContinental, потраченное студийное время - это не только отданные владельцу студии бабки. Невыполненная работа плохо отражается на моральном духе артистов, сбивает настрой. Главное - постоянно добиваться хоть небольшого, но успеха.
 

timbo

Well-Known Member
3 Окт 2007
1.627
641
113
ни разу не слышал о таком способе как желаемом, а не вынужденном
разве что если есть какие-то лупы, которые могут работать в качестве метра
в общем возможно в каком-то формате это и пойдет, но для прог-рока не-не-не-не-не

если ударник хорош, не вижу никаких выгод в том чтобы писать его после остальных инструментов
если ударник плох - не вижу смысла писать его вообще
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
timbo, безапеляционность еще никому не шла на пользу.
Есть две пословицы - Never say never и французская - Нельзя судить о вкусе устриц, не попробовав их. То, что вы о чего-то не слышали, не означает, что этого не существует. Такие имена, как Dave Weckl, Marcus Miller, Aerosmith, надеюсь, известны? У них упомянутая схема может быть вынужденной?
Или она применяется осознанно, как считаете?

А вообще - работайте, как считаете нужным.
 

EvJe

Active Member
29 Мар 2008
509
73
28
Томск
TContinental, если есть пластиковые демо ваших песен, лучше записать барабаны позже, возможно - последними. Поверьте, будет лучше. А первыми писать барабаны под клик - вчерашний день и мертвечина в итоге.
писать музыкантов по отдельности - вот вчерашний день. А с кликом барабаны или без - как удобнее барабанщику.
 

diggidon

Administrator
Команда форума
26 Май 2008
6.832
7.487
113
51
Днепр UA
Перед тем, как писать партии драммера, запишите с ним несколько one shots - бочка, малый, тома с разной динамикой, а так же удары по crash, splash, china... Эти самые one shots потом смогут здорово облегчить Вам жизнь при редактировании и сведении материала.
 

Alexander Yakuba

Opposition Member
31 Мар 2008
7.418
4.049
113
Пенза
vk.com
Если время неограничено - это очень большой плюс. Не
перетруждайтесь на сессиях записи и сведения, больше отдыхайте.
Делайте репетиции (и звуковые в том числе - ищите звук, подбирайте
микрофоны и их расположение, крутите приборы). Пишите так, чтобы
всем было комфортно. В каких-то случаях нужно только вместе всё писать,
кому-то необходимо чтобы остальные лишь подыгрывали при записи,
кому-то исключительно метроном - зависит от возможностей и привычек
конкретного человека. Пробуйте так и эдак, выбирайте лучшее. По
возможности всё, что должно быть записано одним звуком - пишите
"без разрывов", с одним и тем же сетапом (барабаны, гитарные и
басовые головы) - это сократит время сведения и обеспечит больше
целостности. Я лично очень люблю писать целый альбом в один проект -
сводится при этом фактически одна песня, остальные на большую часть
получаются автоматом. Но это только в том случае, если материал позволяет
и очень хочется сэкономить время (почасовая оплата, например), во всех
остальных случаях "по песням" должно получаться более интересно -
разноплановость в противовес целостности. Семплы с барабанов я лично
пишу по очереди отдельными инструментами, без целой установки - так
ничего не мешает. Хотя не факт, что они нужны в принципе - зависит
от музыки. Постарайтесь всё записать так, чтобы звучание голого
трекинга уже было максимально похожим на правду и в нём ничего
не ломало, не оставляйте по возможности ничего "на сведение" - сводить
в этом случае будет гораздо легче и быстрее. Лучше переписать, чем
"потом дотянуть", но сильно кусочить тоже не вариант - может пропасть
целостность партии и уйти настроение. Я предпочитаю получить хороший
дубль целиком, а затем пару-тройку неполучившихся мест вырезать и
переписать. Вот ещё спорный момент - я лично почти никогда не оставляю
дублей, из которых "будем потом выбирать и клеить". Все решения
принимаются исключительно на самой сессии записи, все склейки -
там же. Все дорожки склеиваются с 1 такта (это очень поможет при
случайной порче файла проекта, или при переносе проекта на другую
платформу), весь мусор сразу же удаляется. В противном случае бардак
в проектах, а также разброд и шатание в головах обеспечены :)

По поводу порядка записи инструментов. Повторюсь - ищите свой вариант,
максимально удобный для всех. Запись барабанов под что-то - имхо очень
даже вариант, но всё-таки не под финальную запись остальных, а скорее под
т.н. "рыбу", то бишь техническую/репетиционную запись. Это позволит
барабанщику находиться "в музыке", а не "в метрономе". Часто вместо
стандартного метронома пишу свой метроном или миди-перкуссию,
адекватную композиции - чтобы например после финальной точки ничего
не кликало и в микрофоны не насосало :) За этим следить надо очень,
кстати - метроном иногда пробивается в микрофоны через наушники
и в гитары через датчики. Самый неправильный (но в моём случае
работавший и решавший проблему) вариант был таким - барабанщик
втыкает в уши маленькие наушники-затычки, а на них надеваются самые
плотные закрытые наушники. При записи гитар убирайте как можно
дальше все мобильные телефоны и прочие источники помех и радионаводок!
У меня был случай, когда пинги мобильника обнаружились только на
сведении, после надлежащей компрессии :)) Бас сейчас стал писать после
гитар, ибо с гитарным звуком становится намного более понятно, каким
должен быть звук баса. Вообще вариант записи всяких пробных "рыб"
добавляет много плюсов, как мне кажется. Если время неограничено -
это вариант отловить все баги ещё непосредственно до самой записи.
Сразу слышно - звучит или нет и почему, и далее принимается
то или иное решение.

Всё вышеизложенное есть ИМХО и наверняка на грани банальности,
но тем не менее оно из личной практики - может чего и пригодится :)
 

olegsound

Moderator
4 Май 2004
5.763
2.658
113
48
Украина, Львов
Я тоже был удивлён, когда увидел, как Дейв Вейкл прописывает ударные под уже полностью записанный трек.:umnik2:
Но пока ни разу не пробовал сам. Скоро предстоит живая запись: попробую уломать клиентов на такой подход. Интересно попробовать.
Кто в курсе - опишите на что следует обратить внимание в процессе такого подхода.
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
olegsound, я такую схему практиковал не раз.
Ее преимущества - драммер слышит всю партитуру, следует динамике, не играет лишнего, а вот вносимые им украшения будут гораздо вкуснее. Создается иллюзия живого взаимодействия музыкантов, как при записи он-лайн.

А вот проколы чужого трекинга барабанов под клик приходилось лечить из-за неверной динамики или полного отсутствия экспресии, но все равно результат - мертвому припарки, далек от совершенства.

На что обратить внимание - на создание драммеру комфорта. Возможно, он сам попросит убрать из картинки в ушах отвлекающие элементы, изменить баланс (выделить бас или перкуссию). Но это скорее делают опытные исполнители, а у не-монстров лучше спросить самому.

Схему эту я не навязываю - все зависит от конкретных условий - стилистики, уровня музыкантов и других факторов. Писать секционно - моя любимая, наиболее живая схема. Но не всегда позволяют условия (помещение, микрофонный парк, сыгранность исполнителей и т.д.)

Стартер предупредил, что будет писать потреково, от реальных условий и надо плясать.
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
TContinental, еще один совет - если будете использовать клик, свести к минимуму просачивание его из наушников можно подгонкой громкости клика под динамику пьесы. Конечно, это гемор, но мелочей в нашей работе не бывает.

Я такой метод применял и на сцене: клик шел только в маленький мониторчик драммеру, наушники не применялись, т.к. музыка была динамичная и важен был контакт между музыкантами.

П.С. Хороший совет отdiggidon.
 

Lefthander

Well-Known Member
16 Янв 2005
1.231
248
63
Tenochtitlan
Экстроверт-хорошая группа-интересная
когда музыканты=профи это уже 50% успеха

главное-всегда делать бекапы и не оставлять на жестком диске!

по поводу записи драмсов-такие группы как Opeth, Nightingale судя по видюхам пишут барабасы так:

драммер в наушниках слушает целый демо трэк со всеми драмсами-и молотит свою партию которую записывает ЗР

клики и запись поодиночке-прошлый век
полностью согласен!
 

Alexandre

Active Member
3 Ноя 2004
1.547
12
38
Суть - предстоит запись альбом (прог.рок группа). Опыта работы с цельным альбомом у меня нету (у самой группы есть, но мне надо самому всё спланировать). Я прошу у бывалых разных советов по поводу большой цельной сессии записи полтора десятка композиций. Материал обещается быть разносторонним и разнохарактерным. Но всёже мне надо наставлений как всё спланировать более эффективно и рационально. Чтобы не хвататься потмо за голову по какому либо глупому поводу и невозможности чтото исправить. На что обратить внимание, о чём всегда помнить, за чем постоянно следить в процессе работы. Как спланировать сессию, как разрулить всё грамотно и ничего не упустить. У кого какие были ошибки в первой такой работе? Поделитесь. Буду признателен.
Для того что бы дать совет, нужно понять характер материала, а так советовать сложновато.
 

fat john

инвалид мусикпродакшну
12 Мар 2005
3.110
1.684
113
52
Беларусь
Посетить сайт
На что обратить внимание, о чём всегда помнить, за чем постоянно следить в процессе работы.
есси есть места в треках, где барабанер карданит 16-ми, а басилло чешет ими же медиатором - возможно, имеет смысл прописать котлы и железо враздел.

при наличии должной сноровки, барабанер справиццо с этой задачей легко, а вот есси не будет чёткости внизу, си речь, не будут попадать бочка и бас, при высыпании картошки из порванного мешка, вся работа, имхо, пойдёт насмарку.

на хэт обязательно поставьте отдельный мик - доставание хэта из оверов (из опыта борьбы с привозными/чужими трекингами) - уже в печёнках сидит.

железо вешать - короткое, тяжёлое. всегда себе напоминаю, что в хайгейновой стилистике железо должно быть с хлёским панчем и, одновременно, коротким, быстрозатухающим хвостом.

кстати, плюс разделки в том, что бочку и альты мона и сэмпловые будет поставить впоследствии, есси что-то не устраивает, а вот железо - только живьём. кстати, как показывает практика, сэмпловые бочка/тома+живой снейр+живое железо - даже специалисты напариваюццо в слепом тесте, не говоря уже об обычных слушателях. Имхо, ессна.

и самое основное, имхо, правило, которое здесь уже, вродь, упоминали: как бы не торопили музыканты с записью - не идти у них на поводу. медленно, спокойно крутим ручки до тех пор, пока не добъёмся нужного звуга. никаких - "ну, щас болванку черканём, а потом будем с ней бараццо". максимально качественный первичный съём. звуг должен писаццо уже практически готовым. шоб потом в него вмешиваццо только тогда, когда уже без этого никак не обойтись.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)