Расстановка мониторов (акустической системы) в студии

The Patient Zero

Well-Known Member
28 Янв 2017
923
306
63
Добрый день, в связи с заменой мониторной системы на новую (в ожидании поставки) хотел бы обсудить данный интересующих многий вопрос. Поиск ничего не раскрыл и я решил создать отдельную тему.
Просить вас рассказать куда мне поставить мониторы и саб я не буду, так как, каждое помещение и мониторинг индивидуальны, вообщем знаю точно, что одной пилюли не существует.
А вот поделиться алгоритмом расстановки мониторов и практикой поиска места прослушивания вас попрошу.
В арсенале есть REW и измерительный микрофон dbx с корректировкой.
Читал, что за отправную точку места для прослушивания можно и нужно брать 38% от длины комнаты и потом уже двигаться вперед или назад, при использовании ближнего поля расстояние до мониоров и между ними не должно привышать 2м и не меньше 0,75м (равносторонний треугольник).
IMG_5419.GIF
Я подумываю поставить микрофон в 38% от длины, монитор (вроде как рекомендуют искать место с помощью одного, а потом уже второй подлючать) у фронтальной стены и саб тоже у фронтальной (так как главное это отклик на нижних частотах, остальное поддается корректировке с помощью акустической обработки), замер в REW далее делаем заметку, где, что стояло. Потом мониторы подвигаем к месту прослушивания на 10см, саб лучше не трогать (более 60см от стены и начинается SBIR) и опять замер с описанием. Потом опять на 10см ближе к точки прослушивания и опять замер с заметками, где, что стоит.
После, подвигаем к фронтальной стене точку прослушивания на 10см и все заново по схеме выше начиная от монитор стоит у фронтальной стены в плотную и так делаем большое количетсво замеров и потом сравниваем, находим несколько позиций максимально ровных по отклику на нижних частотах и приступаем к прослушиванию, уже полностью всего комплекта мониторы и саб в моем случаи. Останавливаемся на одном и радуемся :)

В чем вопрос, как вы искали то самое место для слушателя и мониторов?
 
Последнее редактирование:
Если честно, я очень удивлен, у всех один из главных инструментов после наших ушей, мониторы, а поделиться информацией не кому :)
Видимо в большенстве все ставят куда попало или где есть место :)
Буду рад любым комментариям.
 
@The Patient Zero, например, у меня обычная жилая комната прямоугольная 5 на 3,4, более-менее заглушенная (есть эковата и 4 басовые ловушки). Мониторы установлены вдоль короткой стены на самодельных стойках так, что между твитерами мониторов среднего поля примерно 2 метра, ближнего - 1,2, а сам я сижу примерно в 1,5, но можно на кресле хоть на 3 отъехать при желании. Расстояние от стены маленькое, где-то 30 см, но большие мониторы у меня ЗЯ, а мелкие с передними фазиками, так что это изначально не волновало. Замеры сделать руки не доходили, но то, что слышу, более-менее устраивает: достаточно ровно, на НЧ нет гула. Единственное, потолок 2,8 метра сразу же дает свою, характерную моду на 120 герц. С учетом того, что помещение в квартире, а за стеной соседи, очень громко в любом случае не включаю, разве что очень редко. 78-80 дб вполне достаточно, при таких уровнях комната еще не "заводится". Да, еще нюанс. Твитеры моников ближнего поля практически на уровне ушей находятся, а вот среднее поле N-Monitors 300C большие, там получается, что примерно на верхней границе НЧ-динамика. Но нехватки высоких при этом не ощущается.
 
Последнее редактирование:
Дам единственную рекомендацию. Расставляете мониторы под стандартными углами к своим ушам и слушаете много качественной музыки. Когда уши запомнят это звучание, можно пробовать сводить свои треки. Заглушки, измерения и т.д. это хорошо, но вторично.
 
Последнее редактирование:
@Michael Krivicky, получается, что вы все выставляли на слух? А искали место для слушателя и мониторов или просто поставили раз и все понравилось? Конечно было бы здорово еще замеры снять, но да ладно.
Вот вы говорите "достаточно ровно на нч" это все на слух? Почему спрашиваю, я не профессиональный звукорежиссер и полагаться только на слух пока не могу, писав музыку около года, как мне казалось с хорошим откликом на нч, в последствии, поставив программу Sonarworks просто оболдел как сильно у меня выпирало на 120-160гц и звук был как из коробки, это я сейчас уже понимаю, после коррекции комнаты и прослушивания топ музыкантов в моей стилистике.
[DOUBLEPOST=1491511072][/DOUBLEPOST]@Stephan Vasylyshyn, вы уверенны, что это дельный совет для человека, у которого нет ограничений по расстановки мониторинга и поиска подходящего места прослушивания?
 
Последнее редактирование:
Понимаю, что в данный раздел "строительство студии" заходят не часто, так, что прошу обратить внимания большего количества людей на обсуждаймый топик. Это же касается абсолютно каждого, кто здесь обитает и тема не менее важная, чем выбор самих мониторов.
Если конечно вы не поставили их абы как :)
 
  • Like
Реакции: PhoeniXXX
@The Patient Zero, я еще часто хожу к друзьям, у которых 30 кв. м. правильная контрольная с мэйнами, установленными в стене) Просто хотел бы добавить, что студия в жилом помещении, в многоквартирном доме - это в абсолютном большинстве случаев огромный компромисс. И если быть до конца точным, то в тему "строительство студий" (с акцентом на слово "строительство") обсуждение проджект-студий вряд ли подходит.
 
@Michael Krivicky, вы думаете есть отличие в поиске наилучшего отклика на низких частотах в жилой комнате 5*3.5*2,7 и в не жилой 5*3.5*2.7 ? Мне кажется нет.
P.S. Поменял название темы. Игра слов.
 
  • Like
Реакции: quazzar
@The Patient Zero, я и не хотел сказать об этом. Но тогда в чем, собственно, вопрос. Понятно, что лучше всего иметь большую и правильную контрольную комнату с ближним и средним/дальним полем, где будет возможность при желании и втопить погромче - например, если клиент просит, а также прикинуть, как оно будет звучать в клубе/на концерте. Все остальные варианты - компромисс и весьма индивидуальны. Измерения полезны и нужны, спорить не буду, но если даже после отделки акустической они вас полностью удовлетворять не будут, вы же вряд ли станете искать другое помещение, верно?
 
@Michael Krivicky, да вы правы конечно. Что то мы не в ту сторону с Вами :) Задача найти наилучшие позиции в уже имеющихся комнатах, подготовленных или нет, без разницы.
Лучше поделитесь, как вы искали, то самое место для себя и своих мониторов. Тема то про это ;)
 
@The Patient Zero, другого расположения в моем случае, наверное, и не было. Посудите сами. Ставить вдоль длинной стены, мне кажется, изначально глупо. Если установить мониторы ближе к центру комнаты, то съедается добрая треть ее площади, а может, и половина, и тогда в среднем поле вообще почти теряется смысл - а так я могу при желании и в 3-х метрах послушать. А то, что мониторы стоят почти вплотную к стене, меня, повторюсь, не пугало.
 
  • Like
Реакции: The Patient Zero
@Michael Krivicky, да я не сомневаюсь, что у Вас сейчас лучшее расположение, но каким образом вы его искали-выбирали? Была ли последовательность в ваших действиях или сразу расставили и все?
Просто иногда отодвинув точку прослушивания или мониторы на +- 10см можно получить абсолютно разную картину на нч.
 
Читал, что за отправную точку места для прослушивания можно и нужно брать 38% от длины комнаты и потом уже двигаться вперед или назад, при использовании ближнего поля расстояние до мониоров и между ними не должно привышать 2м и не меньше 0,75м (равносторонний треугольник).
это всё вырвано из контекста...

Ваша цель - получить компромис из ровной ачх, относительно широкого поля прослушивания, хорошего фазового и импульсного отклика. Ну и чтобы на слух нравилось!

Если комната небольшая (как думаю у большинства здесь), то советую делать как-то так:

1. ставите мониторы симметрично поближе к (короткой) стене, отступ не больше 70-80 см. от динамиков до стены. Чем ближе к стене, тем вы сильнее сдвигаете "эффект самоглушения" в более высокие частоты, где с этим бороться проще. (по идее лучше всего мониторы иметь вмонтированные в стену, но тут не об этом). Если фазоинвенторы сзади, оставьте 10 см например, т.е. не совсем вплотную к стене.
2. выстраиваете с местом прослушивания равносторонний треугольник, например 1,5 метра, делаете замер.
3. потом начинаете эксперементировать с шириной, одновременно удерживая равносторонний треугольник (т.е. отдаляя или приближая измерительный микрофон/вашу точку прослушивания). Слушаете, как вам панорама нравится, что происходит с шириной поля прослушивания. В REW смотрите на графики SPL, Impulse. Возможно получится, что вы будете сидеть чуть ближе - это не так страшно.
4. Потом, когда позиция будет найдена, можете немного попробовать покрутить мониторы "от себя". Т.е. угол между ними и стеной будет не 45°, а скажем 50-55°.
5. Также не забываем эксперементировать с высотой мониторв, естественно всегда направляя их по вертикали на себя.
 
Привет! Поделюсь моей расстановкой в комнате по большей части неподготовленной 5.5м×4м условно, мониторы стоят на стойках в трионике по 30-45градусов расстояние между ними около 2-2,5м до стены 50см, сабвуфер ЗЯ между мониторами стоит справа от центра расстояние до стены 20см. Замеры не делал и делать вряд ли буду, мне это по большому счету совсем не нужно так как использую не для студийного применения в данной комнате. Звучание устраивает. Мониторы освобождаются от низов срезом на 80гц.
По расстановке инфа есть тут если нужно:
http://www.dynaudio.com/dynaudio-ac...e-expert-monitor-placement-in-smaller-studios
http://www.dynaudio.com/dynaudio-ac...your-studio-monitors-ask-the-expert-interview
 
  • Like
Реакции: The Patient Zero
хорошего фазового и импульсного отклика
Вы можете рассказать подробнее про эти аспекты? Фаза влияет на позиционирование инструментов в пространстве?

В REW смотрите на Impulse
Могли бы рассказать, что должен увидеть?
 
Последнее редактирование:
Могли бы рассказать, что должен увидеть?

я и не заметил вопроса...

"Послезвучия" после первоначального импульса. T.e. падение уровня после исходного импульса чем больше, тем лучше. В необработанной комнате увидите разницу если уменьшите размер треугольника.
 
@alexpen, Я в теме про выбор мониторов писал, о самообразовании. Ваш не ответ, натолкнул меня на поиск самостоятельно информации и уже нашел ответ. Спасибо ;)

p.s. минимально-желаемая разница 12db.
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают