Сведение дуэта: унисон и двухголосье

Тема в разделе "Вокал", создана пользователем Christianin, 6 окт 2016.

     
  1. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    Задача: свести два вокала - мужской и женский, которые то поют в унисон (в октаву или нота в ноту), то каждый свою партию.
    Примерные представления о принципах такой работы есть, хотелось бы узнать о наработках в этой области у коллег.
    Разводить ли такие партии по панораме? И если да, то на сколько?
    Ослаблять ли центр того и другого вокала относительно друг друга, чтобы по частотам не было в центре конфликтов?
    Какие ещё есть фишки в обработке таких вот вокальных дуэтов?
    Хочется в итоге получить дуэт, который будет приятно слушать, мягкое сочетание голосов без частотной перегрузки центра. Чтобы у слушателя не было ощущения некой напряжённости и желания какой-нибудь из голосов отодвинуть на второй план. Также хочется достичь прослушиваемости оттенков того и другого голоса, насколько это возможно.
     
  2. Alex_HS

    Alex_HS Super Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 ноя 2002
    Сообщения:
    12.754
    Симпатии:
    9.341
    Род занятий:
    Звукорежиссёр
    Адрес:
    Москва
    Я в таких случаях оставляю голоса в центре, когда они поют сольные куски, и развожу автоматикой в бока где-то на +/- 15%, когда поют вместе. В зависимости от ситуации можно в дуэтных местах собрать ещё по дабл-треку для каждого исполнителя и панорамировать жестко (на 100%) в ту же сторону с уровнем примерно в -10дБ от основного голоса.
     
  3. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    15.216
    Симпатии:
    13.624
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Адрес:
    Kiev megavillage, Ukraine
    Опять борьба с конфликтами да резонансами? У нормального дуэта не будет никаких конфликтов, если есть чувство ансамбля. Если же это просто два голоса, которые почему-то оказались вместе и пытаются друг друга переорать - тогда конфликт будет. )))

    Если серьезно - можно последовать рецепту @Alex_HS, а можно и не применять автоматизацию панорамы, сохраняя статичную локализацию, с разведением голосов на 10-15% от центра.

    Кстати, могу привести пример дуэта, КМК удачного - я сам в унисоне местами не могу различить, кто есть ху, ))) настолько хорош тембральный бленд http://www.rmmedia.ru/threads/125173/
     
  4. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    В живом исполнении конфликтов как раз нет. Панорама потому что. Да и компрессируются голоса друг под друга на лету, подстраиваются. А в записи, если два вокала в центре, субъективно слышен некий конфликт частотный. Вот и размышляю, как творчески и красиво решить этот вопрос. Спасибо за рекомендации. Интересно, кто что ещё про эквализацию посоветует.
     
  5. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    15.216
    Симпатии:
    13.624
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Адрес:
    Kiev megavillage, Ukraine
    Вы ждете советов типа "вырезать в одном из голосов то, что присутствует в другом"? ))))
     
    Song_Rihter и Bernard нравится это.
  6. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    Необязательно. А вдруг кто-то порекомендует ещё и добавить частот.
    Если серьёзно, меня интересует, кто как поступал в этом случае на практике, чтоб не только своими соображениями руководствоваться при экспериментах при работе над сведением такого рода вокала.
    Про панораму понятно. А вот что с частотами?
    Надо ли обрабатывать как-то дабл (если он понадобится), кроме -10 db?
    Потом ещё про ревер и дилей спрошу: может кто в разные стороны его пускал?
    Но это мои предположения. В том-то и вопрос, чтобы познакомиться с чьим-то опытом обработки подобного случая, чтобы и для себя взять на вооружение.
    А вообще, в данном случае лучше минимум обработки (только самое необходимое). Вот и решаю, что есть необходимое.
    Благодарю всё ж за участие в вопросе. Опыт коллег - это всё-таки нечто иное, чем собственные предположения, как сделана та или иная обработка понравившегося референса.
     
  7. Stephan Vasylyshyn

    Stephan Vasylyshyn ex Stephan

    Регистрация:
    25 июл 2008
    Сообщения:
    3.363
    Симпатии:
    2.301
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Музыка-Звук
    Адрес:
    Киев
    @Christianin, был бы фрагмент примера "тембров", тогда можно было бы поразсуждать. О панораме выше все написали. "Пространство" зависит от "сопровождения". Под что они поют? Какой инструментальный состав аккомпонирующих в фонограмме? Если под ф-но - это одно решение и оно предполагает минимум вмешательства в частоты вокалистов. Если, конечно же, в неплохой микрофон и правильно записалось. Если под "поп-фанеру" с ударными и т.д., тогда придется "некий низ" пообрезать вокалистам.

    Пока вот так. Довольно шаблонно об "абстракции" ( без примера записи ведь). ;)
     
  8. Alex_HS

    Alex_HS Super Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 ноя 2002
    Сообщения:
    12.754
    Симпатии:
    9.341
    Род занятий:
    Звукорежиссёр
    Адрес:
    Москва
    Обычно у даблов и бэков добавляется "воздух" и обрезается низ, порой достаточно сильно. Также применяется достаточно сильная компрессия.
    Но опять же, как было сказано выше - всё будет от материала, стилистики и аккомпанимента зависеть.
     
  9. Slava V

    Slava V солист

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.280
    Симпатии:
    290
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Солист филармонии
    Адрес:
    Харьков
    Интересная тема, т.к. сам много пою в дуэте и записываю. Всегда оставлял голоса в центре. Наверное, сдвиг в стороны отчасти избавляет от необходимости делать вокал в двухголосии намного тише, чем в сольных местах? Просто когда поём в концертах, некоторые звукорежиссеры там, где поём вместе, делают микрофоны вдвое (или почти вдвое) тише по отношению к аккомпанементу, для сохранения баланса. Вот и не знаю, как к этому относиться. Если мелодия вверху, то второй голос к ней - такая же часть микса, как и остальные инструменты. Когда сам свожу записи, в дуэтных местах делаю тише, но ненамного, каждый голос в отдельности.
     
  10. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    Благодарю. Про различную обработку в зависимости от тембра и аккомпанимента мне ясно. Материала много, и он довольно разнообразный. К счастью, всё записывалось в довольно хороший микрофон.
    В основном, понятно, что многое решается панорамой, так что велосипед я не изобретаю. Ну а про дабл в край - это для меня новое, интересная идея. Поэкспериментирую. Только дабла у меня нет, поэтому придётся попробовать из того же основного сделать и произвести другую бэковую обработку. Спасибо, что поделились своим опытом.
    Касательно громкости, то это естественно, когда при присоединении другого голоса к первому нужно сделать так, чтобы в сравнении с предыдущим фрагментом это не слушалось слишком уж громче. Разве что чуть насыщенней, но оно и так должно получиться, всё-таки, новый тембр.
     
  11. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    8.702
    Симпатии:
    3.511
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Я всегда дуэты немного развожу, не по краям, но чтоб не друг на друге, т.е. немного. А автоматическая панорма это же спец эффект и при этом достаточно неприятный на живых источниках...он для электронной музыки, а для голоса звучит неестественно...
     
  12. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    Если автоматизацию применить в промежутке, а не во время звучания голоса, то никакого спецэффекта не случится. Но я в данном случае лучше нужные клипы подвину в нужные стороны. А автоматизацией очень удобно пользоваться, например, автоматизацией громкости отдельных инструментов или групп инструментов. Так можно подчеркнуть динамику произведения (или микса, если хотите). А субъективно слушателю покажется, что просто музыканты играют чуть бодрее, более вдохновенно, и вокалисты поют чуть более раскрыто что ли. Но это уже другая тема.
     
  13. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    8.702
    Симпатии:
    3.511
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Так вроде речь шла о панораме?
     
  14. Alex_HS

    Alex_HS Super Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 ноя 2002
    Сообщения:
    12.754
    Симпатии:
    9.341
    Род занятий:
    Звукорежиссёр
    Адрес:
    Москва
    Про автопаннер здесь никто и не говорит. Речь о прорисованной автоматизации регуляторов панорамы от нуля в сольных кусках до +/-10-15% в дуэтных..

    Даблы обычно нарезаются из оставшихся запасных дублей. Искуственный НМВ - не лучший выход. Да и не всегда он нужен, особенно для "прозрачной" музыки. Для "мощИ" - хорошо.
     
  15. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    А при таком виде панорамирования на 10-15 в ту и в другую сторону дырка под голос, вырезанная мидсайд эквалайзером в центре будет ли выполнять свою функцию, интересно? Теоретически должна, практически как-то чёткой убеждённости в этом нет.
     
  16. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    15.216
    Симпатии:
    13.624
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Адрес:
    Kiev megavillage, Ukraine
    А зачем вырезать какие-то дырки?! Дырка - она и есть дырка, даже если вы и возлагаете на нее некие функции... "Дырка под голос", точнее - пространство для него - должно формироваться на этапе аранжировки, а не от кромсания саунда по живому.
     
  17. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    8.702
    Симпатии:
    3.511
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Я не про автопанер, а про изменение положения. Меня очень раздражает когда инструмент или голос меняет свое положение, как будто исполнитель гуляет по сцене...
     
  18. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    Понятно, что на этапе аранжировки нужно освобождать частотное место под голос. Но мне бывает необходимо это и на этапе сведения. Ничего дурного тут не вижу. Если на этапе сведения устраняются частотные конфликты между сходно звучащими инструментами не только с помощью панорамирования, то и голос тут не исключение.
     
  19. Stephan Vasylyshyn

    Stephan Vasylyshyn ex Stephan

    Регистрация:
    25 июл 2008
    Сообщения:
    3.363
    Симпатии:
    2.301
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Музыка-Звук
    Адрес:
    Киев
    @Christianin, голос это также "инструмент", только со своими характеристиками и сольный. Поэтому, можно и с этой точки зрения это воспринимать. Иногда помогает. Смена панорамы во время "исполнения" хороша только вместе с "экшином" в видеоряде. Для аудиотрека это "дело вкуса и видения". ;)
     
  20. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    8.702
    Симпатии:
    3.511
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    на моно это бесполезно...
    Я всегда из аккомпанирующих инструментах делаю небольшой провал в зоне 2500-3000 Гц. Исполнители удивляются - Сразу стало петь легче!
     
  21. Slava V

    Slava V солист

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.280
    Симпатии:
    290
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Солист филармонии
    Адрес:
    Харьков
    Да, легче, но это не должно влиять на баланс важных партий по отношению к вокалу - противосложения, разные вставки.
     
  22. akaabd

    akaabd Well-Known Member

    Регистрация:
    22 июн 2011
    Сообщения:
    2.677
    Симпатии:
    1.042
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Звукорежиссер
    Адрес:
    Респ.Дагестан
    @Christianin, Если вам принесли аранжировку как колбасу и на неё надо посадить голос то как вариант можно использовать сайдчейн,или автоматизацию громкости минуса,мне часто приносят такое,хоть и не нравится не отказываюсь от работы.
     
    shishman8 нравится это.
  23. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    8.702
    Симпатии:
    3.511
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Только не надо автоматизировать громкость всего микса, а только зону основной вокальной форманты - центр примерно на 2800 Гц.
     
    akaabd нравится это.
  24. smack

    smack Well-Known Member

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    15.216
    Симпатии:
    13.624
    Род занятий:
    Making music making pleasure
    Адрес:
    Kiev megavillage, Ukraine
    Вы в лагере борцов с резонансами и конфликтами? Одновременное звучание сходных инструментов - это не только конфликт, чаще - это тембральное обогащение всей звуковой картины, чему есть масса примеров.

    Исключение - сложение даблов-триплов-четвериплов, порождающее гребенчатый фильтр.

    P.S. Обнаружил в стартовом посте, что речь о смешанном М/Ж дуэте. Какой рок-н-ролл частотный конфликт вы опасаетесь обнаружить в данном случае?! :eek:o_O
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2016
    yamaha55, Alex_HS и Stephan Vasylyshyn нравится это.
  25. Christianin

    Christianin New Member

    Регистрация:
    2 июн 2014
    Сообщения:
    14
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Россия
    Не, я не борюсь как раз со всеми сходно звучащими инструментами, разделяя их по частотам. На мой взгляд, чем меньше вмешательства, тем естественней звучит. Но совсем уж без эквализации не обхожусь.
    А некий едва обнаруживаемый конфликт устраняется вполне лёгким панорамированием, как мне уже здесь писали.
    Вопрос был задан с целью выяснить приёмы и методы сведения для дуэта, которые мне ещё в голову не приходили.
    Так что благодарю, всё выяснилось.
     
  26. Song_Rihter

    Song_Rihter Member

    Регистрация:
    26 май 2016
    Сообщения:
    52
    Симпатии:
    27
    Пол:
    Мужской
    Не хочу создавать новую тему, поэтому спрошу тут.
    Кто нибудь записывает дуэты вокалистов в один микрофон одним дублем? Часто описывая такую диаграмму направленности как "Восьмёрка" говорят, что это подходит для дуэтов. Но на практике, как часто я вижу, пишут либо вместе, но в разные микрофоны, либо вообще по отдельности.
    Я тут пробовал, и да, это требует идеального баланса громкости, баланса тембрального и чистоты интонации.
    Выкладываю, не пинайте, писал на скорую руку, косяки знаю.
     

    Вложения:

  27. Alex_HS

    Alex_HS Super Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 ноя 2002
    Сообщения:
    12.754
    Симпатии:
    9.341
    Род занятий:
    Звукорежиссёр
    Адрес:
    Москва
    @Song_Rihter, Так потом ни редакцию/тюн нормально не сделать, ни по панораме разнести в случае необходимости... вообще ничего, как спето, так и спето.
     
    sunet и Song_Rihter нравится это.
  28. sunet

    sunet Victor Buruiana, 1959

    Регистрация:
    18 июл 2005
    Сообщения:
    8.702
    Симпатии:
    3.511
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    music, recording, acoustic, radio
    Адрес:
    Chisinau, Moldova
    Я однажды интервью так писал, так и то не понравилось, больше так не делал... пришлось потом резать на кусочки, разводить на разные дорожки...
     
    Song_Rihter нравится это.
  29. Cifrovoymag

    Cifrovoymag ProTools

    Регистрация:
    30 дек 2009
    Сообщения:
    531
    Симпатии:
    45
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    @Song_Rihter, Записать дуэт на 8ку можно, но нужно соблюсти некоторые правила.
    1 - Стиль музыки будет ближе к классическому.Потому что обработка будет минималистической.
    2 - Нужно точно подобрать позицию артистов.Подвигать их чтобы у каждого артиста была индивидуальная позиция относительно микрофона для естественной ачх! ЭТО ВАЖНО! Тембр сразу должен звучать хорошо.
    3- Должна быть диффузная комната.Чтобы резонансы не полезли в микрофон.
     
    Song_Rihter нравится это.

Поделиться этой страницей