=)
Есть множество различных видов направленности микрофонного капсюля. На таблице выше по горизонтали перечислены типы микрофонов, а по вертикали их характеристики (сверху вниз) : углы захвата и максимального подавления звука, ослабление сигнала, который приходит с обратной стороны микрофона, чувствительность к окружающим шумам и фактор расстояния(по отношению к Omni). Это коэффициент, на который можно увеличить расстояние до объекта при звукозаписи, чтобы получить "похожий" звук при прочих равных (цитата с сайта Shure).
http://recording.by/statyi/
Из таблицы мы видим, что
1) кардиойда меньше ловит комнату и может записывать звук на большем расстоянии от объекта.
2) круг больше ловит комнату, ему требуется находиться ближе для получения такого же звука.
У многих направленных микрофонов существует выраженный эффект «приближения». Чем ближе человек поет, тем больше низких частот в звуке. Со всенаправленными микрофонами этот эффект гораздо менее выражен. От пространства между певцом и микрофоном зависит то, какой же будет тембр и будет ли требовать он лишней «художественной резьбы» по эквалайзеру.