Правовые реалии аранжировщика (не автора материала). (1 онлайн

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
Вот ещё вопрос созрел, может уже обсуждали.

1.
Мне заказали переаранжировку известной песни (со сменой стиля). Или просто не моей песни. Имею ли я право за это браться не спросив разрешения автора (=без отчислений ему за мою работу)? Понятно, что все так и делают, но заказчик на этот раз хочет быть уверен, что я имею право продать ему то, что продаю. По сути я просто как профессионал выполняю заказ. Запрещено ли оно мне? Если, например, в фотостудию приносят картинку на обработку - разве студия отвечает за нарушение авторских при последующей публикации заказчиком?

Я думаю, что все правовые вопросы должны решать в таком случае продюсеры: они покупают мою работу, чтобы продать потом результат. А если для публичной демонстрации нужно очистить авторские - вроде как не моя это забота. Так ли?

2.
И в связи с этим второй вопрос: являюсь ли я правообладателем собственного варианта аранжировки (обработки, оркестровки)? Вот, например, Щедрин сделал "Кармен-сюиту" на основе музыки Бизе и, насколько я знаю, он полноценный владелец данной трактовки. Так же и другие сочинения периодически "переинструментовывают" и издают. Как с этим обстоит у нас? Но первый вопрос важнее, конечно.
 
Последнее редактирование:

PianoIst

Well-Known Member
19 Май 2010
4.091
4.142
113
29
Kirchberg, kreis Zwickau
soundcloud.com
по первому вопросу - да, это дела заказчика. Вы в данном случае сродни сессионному исполнителю: Выполняете работу за фиксировнную плату никак не участвуя в долевом распиле авторского материала.
По второму вопросу - нет. Кармен-сюита это отдельное произведение, достаточно плотно переработавшее оригинал. Аранжировка же - то же самое произведение, но исполненное другим составом. Так что у Вас никаких прав, кроме ТК РФ :)
Правда я не юрист, могу ошибаться. Но мне так кажется логично...
 

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
@PianoIst, тоже так думал, но... залез в ГК)))

Может кому-то будет полезно, постараюсь процитировать самое основное (курсивом - дословное цитирование гражданского кодекса):
______________________
"Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 70] [Статья 1266]
1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)."

___________________________

В общем-то аранжировка формально это нарушает. То есть выполняя платные услуги аранжировки чужого материала возможно нарушить данную статью.

И ещё яснее об этом говорится здесь:
_______________________________
"Статья 1270. Исключительное право на произведение
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 70] [Статья 1270]
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение [...]
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
[...]
9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного)".

___________________________________

Упс... То есть переработка произведения - исключительное право автора, которым он распоряжается по своему усмотрению. А я был уверен, что с аранжировкой всё законно. Благо "совсем чужую и известную" вещь аранжирую впервые, до того авторы приносили свой материал, либо материал был и вовсе мой.

Теперь про права аранжировщика: они имеются!
__________________________________________
"Статья 1259. Объекты авторских прав
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 70] [Статья 1259]
[...]
2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.[...]


7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора [...]"
___________________________

[DOUBLEPOST=1424027822,1424026733][/DOUBLEPOST]А, забыл ещё кое-что важное:
________________________________________________
"Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 70] [Статья 1260]


3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения."
_______________________________________________

Подробнее смотрим здесь: http://www.zakonrf.info/gk/gl70/
 
  • Like
Реакции: PianoIst

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.960
3.778
113
1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)."
___________________________
В общем-то аранжировка формально это нарушает. То есть выполняя платные услуги аранжировки чужого материала возможно нарушить данную статью.
Статью нарушит тот, кто будет публиковать без ведома автора измененное произведение, а не тот, кто осуществлял изменения.
 
  • Like
Реакции: PaulVadim

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
Статью нарушит тот, кто будет публиковать без ведома автора измененное произведение, а не тот, кто осуществлял изменения.
Да, но если смотреть строго "по букве" - сама переработка произведения нарушает исключительное право автора, так как независимо от целей переработка (она же "аранжировка") является использованием. (ст.1270, см. выше) Но я не юрист, сам только прочитал сегодня. Как там оно на самом деле не знаю:) Скорее всего никто внимания не обратит до какой-либо публичной реализации. Но "зарабатывать" так без ведома автора, видимо, по ГК - не комильфо.
Повторюсь - я лишь увидел и процитировал "с выводами", но может у юристов другая логика))) Возможно аранжировщик и не обязан знать выкупил ли заказчик права, является ли он автором и т.д. Тогда всё нормально: работа-оплата. Вообще так было бы тоже логично.
 
Последнее редактирование:

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.960
3.778
113
сама переработка произведения нарушает исключительное право автора
Если вы пересказали приятелю своими словами содержание недавно прочитанной книги, а приятель взял и издал ваш пересказ тоже в виде книги - кто из вас нарушил права автора оригинала? Или оба под суд пойдете? :)
 

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
Если вы пересказали приятелю своими словами содержание недавно прочитанной книги, а приятель взял и издал ваш пересказ тоже в виде книги - кто из вас нарушил права автора оригинала? Или оба под суд пойдете?
А если я сделал физическую копию и внёс изменения?:) Не издавал при этом.
Аранжировка-то обычно "сдаётся" не устно))) Даже ксерокс, например, сейчас запрещено делать, если со дня смерти автора не прошло 70 лет. В том числе в учебных целях. В Консерватории, например, библиотека и читальный зал ни за какие деньги "новые" сочинения не копирует (включая Рахманинова, хотя может уже и начали - 70 лет прошло), а что постарее - сколько угодно, только плати. Что уж говорить о переработке)))

Да я не знаю, на самом деле. У Вас точная информация? Мне-то хотелось бы, конечно, чтобы с нас за это спроса небыло, но как там "положено"...
[DOUBLEPOST=1424047274,1424047105][/DOUBLEPOST]Кстати, как ни странно, оркестровать в учебном процессе при этом можно что угодно! Хоть музыку ныне живущих. Вот и путаница.
 
  • Like
Реакции: Дед

jazzfan

Well-Known Member
22 Окт 2004
954
454
63
47
Москва
www.zvukobaza.ru
1.
Мне заказали переаранжировку известной песни (со сменой стиля). Или просто не моей песни. Имею ли я право за это браться не спросив разрешения автора (=без отчислений ему за мою работу)? Понятно, что все так и делают, но заказчик на этот раз хочет быть уверен, что я имею право продать ему то, что продаю. По сути я просто как профессионал выполняю заказ. Запрещено ли оно мне? Если, например, в фотостудию приносят картинку на обработку - разве студия отвечает за нарушение авторских при последующей публикации заказчиком?
Я думаю, что все правовые вопросы должны решать в таком случае продюсеры: они покупают мою работу, чтобы продать потом результат. А если для публичной демонстрации нужно очистить авторские - вроде как не моя это забота. Так ли?
"Очистки публички" недостаточно, нужны права на переработку у Заказчика (он выступает инициатором ее создания).
И далее если "на берегу" с Заказчиком вы работаете на условии, что претензии третьих лиц, связанные с исполнением его заказа он разрешает за свой счет, то проблема этим исчерпывается.

Иначе что получается: Вы знаете, что произведение не принадлежит Заказчику, Заказчик знает, однако он вам дает заказ, а вы получается, как бы сказать помягче - неосновательно обогащаетесь (Глава 60 ГК РФ), нарушая искл. авторские права (146 УК РФ).

2.
И в связи с этим второй вопрос: являюсь ли я правообладателем собственного варианта аранжировки (обработки, оркестровки)? Вот, например, Щедрин сделал "Кармен-сюиту" на основе музыки Бизе и, насколько я знаю, он полноценный владелец данной трактовки. Так же и другие сочинения периодически "переинструментовывают" и издают. Как с этим обстоит у нас? Но первый вопрос важнее, конечно.
Если изначально материал - из Неохраняемых произведений, т.е. произведений, перешедших в общественное достояние, то вы будете "правообладателем собственного варианта аранжировки (обработки, оркестровки)" абсолютно законно.
[DOUBLEPOST=1424176457,1424175990][/DOUBLEPOST]
Возможно аранжировщик и не обязан знать выкупил ли заказчик права, является ли он автором и т.д. Тогда всё нормально: работа-оплата. Вообще так было бы тоже логично.
Как бы да, но придется доказывать, что вы не знали и не могли знать и/или были введены в заблуждение Заказчиком относительно исполнения его заказа. Поскольку процесс гражданский, то никакой презумпции невиновности, наоборот есть презумпция вины, так что не докажете - виноваты вы.
 
  • Like
Реакции: Lenny Moria и RockMeister

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
@jazzfan, вот как! Мои худшие опасения оправдались!:)
Ну, зато и сам я как автор "защищён", что тоже приятно. Благо чаще приходится иметь дело с собственным материалом, либо общаться непосредственно с автором...
[DOUBLEPOST=1424178467,1424178206][/DOUBLEPOST]
НМВ, кто публикует - тот и ответственность несет.
О публикации пока речь не идёт... Это дела и ответственности издательства/лейбла и т.д. Я ими не являюсь. А вот что насчёт аранжировщика? Выходит аранжировщик имеет право выполнять свою работу только при условии разрешения автора исходного материала, независимо от целей.
 

jazzfan

Well-Known Member
22 Окт 2004
954
454
63
47
Москва
www.zvukobaza.ru
Выходит аранжировщик имеет право выполнять свою работу только при условии разрешения автора исходного материала, независимо от целей
Ну нет же...
Бывают ситуации, когда с автором (правообладателем) нет официальных договоренностей, а есть неофициальные.
Более того, иногда делаются несколько ремиксов у разных аранжировщиков и официально принимается тот, который нравится автору.
Надо чтобы аранжировщику при начале работ гарантировалась "чистота работы", вот и все.

Даже на западе: сначала Мадонна сделала тему с использованием фрагмента ABBA, а "очистка сэмпла" произошла позже, скорее всего после "одобрения" авторов.

Вообще, чтобы из выбраться из поля индивидуальной работы - надо регистрироваться как ИП (на патенте) и составлять договор, тогда никаких проблем с не оплатой не будет. В деловой практике просто не принято, в отличие от работы с "физиками"
 
Последнее редактирование:

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
Надо чтобы аранжировщику при начале работ гарантировалась "чистота работы", вот и все.
Я думаю, что гарантироваться чистота может только документально. Не все с кем работаешь являются или становятся друзьями. Кстати, с друзьями решить "документационные" вопросы обычно очень просто, хотя и не необходимо. Никто не ждёт подвоха, всё решается легко. А как быть с незнакомым человеком?
[DOUBLEPOST=1424179919,1424179790][/DOUBLEPOST]
Бывают ситуации, когда с автором (правообладателем) нет официальных договоренностей, а есть неофициальные.
Конечно, я не только об официальных договорённостях. Но разрешение, хоть устное, нужно.
[DOUBLEPOST=1424180160][/DOUBLEPOST]
Вообще, чтобы из выбраться из поля индивидуальной работы - надо регистрироваться как ИП (на патенте) и составлять договор, тогда никаких проблем с не оплатой не будет. В деловой практике просто не принято, в отличие от работы с "физиками"
Это дело. Но там поквартальная оплата, бухгалтерские отчёты и т.д. Насколько игра стоит свеч? Я обычно заключал договор как "физик", но, помню, это не очень выгодно заказчику.
 

jazzfan

Well-Known Member
22 Окт 2004
954
454
63
47
Москва
www.zvukobaza.ru
Конечно, я не только об официальных договорённостях. Но разрешение, хоть устное, нужно.
Да, на моей практике фиксируется отправка email с официального адреса Заказчика. Как косвенное доказательство того, что вы были извещены о гарантиях при взаимоотношениях. Возможно, не прямое "я гарантирую...", а "все в порядке, Lenny, претензий от правообладателя к вам не будет".
[DOUBLEPOST=1424180439,1424180241][/DOUBLEPOST]
Это дело. Но там поквартальная оплата, бухгалтерские отчёты и т.д. Насколько игра стоит свеч? Я обычно заключал договор как "физик", но, помню, это не очень выгодно заказчику.
Это очень индивидуально, НО ЛИЧНО МНЕ это кажется безусловным и катализатором профессионального и финансового роста.
И заказчики больше и охотнее платят и ответственности больше.
 
  • Like
Реакции: Lenny Moria

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)