2. Часть вторая – плавающие полы
Необходимость плавающих полов (ПП) была продиктована желанием максимальной звукоизоляции как между помещениями студии, так и минимумом проникновений звука на улицу.
Конструкция ПП была выбрана согласно тому же Ньюэллу – 10…15см армированного бетона на подкладке из 10см минплиты средней плотности. Итого общая высота – 20..25см. Это именно та высота, которую надо добавить к высоте дверных проёмов, чтоб потом не кланяться, как японцы, при входе.
ПП, помимо акустических задач, выполняют ещё одну очень важную функцию: они являются единственным источником тепла (греющееся оборудование не в счёт) во всех помещениях студии. Помещений три, ПП тоже три. В каждом ПП сверху нижнего слоя армирующей сетки развёрнута спиралью металлопластиковая труба Ду16мм, с выводом на гребёнку тёплых полов в котельную.
Своих фотографий, к сожалению не сохранилось, в прочем, ничего секретного тут нет. Правильная укладка труб тёплого пола – двойной трубой по спирали, вот точно так же:
Посмотреть вложение 01
Важным моментом при подготовке тёплого пола к заливке является то, что стены должны быть также виброизолированы от пола. Для этого вдоль стен вертикально прокладывается слой минплиты, отделяющей будущий тёплый пол от стен.
Плита плавающего пола заливается вручную (если вы, конечно, не рискнёте сунуть в окно вашей студии хобот бетононасоса, вывалив здоровенную кучу бетона в одно место и рискуя таким образом проломить плиту монолитного перекрытия).
У меня на это ушло несколько дней – за один раз залить такую площадь проблематично. При заливке тонзала работали 5 человек: 1 – укладывал бетон, 2 – его месили на улице внизу, 2 – таскали вёдрами на верх.
Обратите внимание на вес: при удельном весе бетона 2100кг/м3, средней толщине слоя 12,5мм, на мои 95м2 мы имеем нагрузку на перекрытие 25 тонн. Это в добавок к стенам весом более 40 тонн.
Акустический результат ПП:
Поведение ПП во многом близко стенам из блока, стоящим на минплите, с одним серьёзным отличием: в ПП отсутствует песок. Это значит, что сама плита ПП слабо способна превращать колебания в тепло путём трения. Но к нам на помощь приходит минплита, на которой лежит ПП: в данном случае она является аналогом песка, т.к. вибрации пола превращаются в тепло путём трения её волокон.
В этом смысле не сложно догадаться, что монолитная плита, лежащая на пружинах или их аналогах типа Sylomer-а, лишена возможности гасить колебания путём трения. В итоге гудеть такой пол будет дольше и звонче, «благодаря» чему нужно более внимательно рассчитывать частоту резонансов плиты ПП, чтобы она не попала в полезный для звукозаписи диапазон. Это моё личное дилетантское мнение, ни на чём не настаиваю, спорить ни с кем не буду (особенно с дилерами Sylomer-а )
Субъективно поведение такого пола сильно зависит от его площади. У меня получилось так: в контрольной и в тонзале гула при ударе ногой практические не слышно и он короткий (сложно догадаться, что это плавающий пол), в барабанной – ощутимо сильнее (сразу понятно, что это именно ПП). Во всех случаях отзвук находится в диапазоне инфраниза (5-20 Гц). Об этом я писал здесь: http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=83892 . Могу сказать, что ПП в тонзале и контрольной вибрирует ри ударе меньше, чем вибрировало монолитное перекрытие.
Могу сказать по результатам, что вибрации ПП в барабанной никаких слышимых проблем при записи не создали (впрочем, студию только начали тестировать, но если что-то и будет на этой почве, то думаю, будет легко побороть).
Из дополнительных советов по устройству ПП: укладывая в ПП армирующую сетку, свяжите её хомутами (т.н. кабельными стяжками), а потом выведите любым способом из пола провод, подсодинённый к этой сетке. Этот провод потом можно использовать для подключения к сигнальной земле для уменьшения фона – получится экран снизу. Сам сделал, но ещё не успел проверить , но работать должно .
Поверх бетонного ПП лучше и быстрее всего залить самовыраванивающийся пол, типа «Волма Нивелир». Он уже сам по себе будет выглядеть вполне приятно. При его заливке также надо сделать виброизолирующий слой, отделяющий ПП от стен. Я использовал стандартный фольгированный уплотнитель:
Посмотреть вложение 02
Вроде бы, всё.
Необходимость плавающих полов (ПП) была продиктована желанием максимальной звукоизоляции как между помещениями студии, так и минимумом проникновений звука на улицу.
Конструкция ПП была выбрана согласно тому же Ньюэллу – 10…15см армированного бетона на подкладке из 10см минплиты средней плотности. Итого общая высота – 20..25см. Это именно та высота, которую надо добавить к высоте дверных проёмов, чтоб потом не кланяться, как японцы, при входе.
ПП, помимо акустических задач, выполняют ещё одну очень важную функцию: они являются единственным источником тепла (греющееся оборудование не в счёт) во всех помещениях студии. Помещений три, ПП тоже три. В каждом ПП сверху нижнего слоя армирующей сетки развёрнута спиралью металлопластиковая труба Ду16мм, с выводом на гребёнку тёплых полов в котельную.
Своих фотографий, к сожалению не сохранилось, в прочем, ничего секретного тут нет. Правильная укладка труб тёплого пола – двойной трубой по спирали, вот точно так же:
Посмотреть вложение 01
Важным моментом при подготовке тёплого пола к заливке является то, что стены должны быть также виброизолированы от пола. Для этого вдоль стен вертикально прокладывается слой минплиты, отделяющей будущий тёплый пол от стен.
Плита плавающего пола заливается вручную (если вы, конечно, не рискнёте сунуть в окно вашей студии хобот бетононасоса, вывалив здоровенную кучу бетона в одно место и рискуя таким образом проломить плиту монолитного перекрытия).
У меня на это ушло несколько дней – за один раз залить такую площадь проблематично. При заливке тонзала работали 5 человек: 1 – укладывал бетон, 2 – его месили на улице внизу, 2 – таскали вёдрами на верх.
Обратите внимание на вес: при удельном весе бетона 2100кг/м3, средней толщине слоя 12,5мм, на мои 95м2 мы имеем нагрузку на перекрытие 25 тонн. Это в добавок к стенам весом более 40 тонн.
Акустический результат ПП:
Поведение ПП во многом близко стенам из блока, стоящим на минплите, с одним серьёзным отличием: в ПП отсутствует песок. Это значит, что сама плита ПП слабо способна превращать колебания в тепло путём трения. Но к нам на помощь приходит минплита, на которой лежит ПП: в данном случае она является аналогом песка, т.к. вибрации пола превращаются в тепло путём трения её волокон.
В этом смысле не сложно догадаться, что монолитная плита, лежащая на пружинах или их аналогах типа Sylomer-а, лишена возможности гасить колебания путём трения. В итоге гудеть такой пол будет дольше и звонче, «благодаря» чему нужно более внимательно рассчитывать частоту резонансов плиты ПП, чтобы она не попала в полезный для звукозаписи диапазон. Это моё личное дилетантское мнение, ни на чём не настаиваю, спорить ни с кем не буду (особенно с дилерами Sylomer-а )
Субъективно поведение такого пола сильно зависит от его площади. У меня получилось так: в контрольной и в тонзале гула при ударе ногой практические не слышно и он короткий (сложно догадаться, что это плавающий пол), в барабанной – ощутимо сильнее (сразу понятно, что это именно ПП). Во всех случаях отзвук находится в диапазоне инфраниза (5-20 Гц). Об этом я писал здесь: http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=83892 . Могу сказать, что ПП в тонзале и контрольной вибрирует ри ударе меньше, чем вибрировало монолитное перекрытие.
Могу сказать по результатам, что вибрации ПП в барабанной никаких слышимых проблем при записи не создали (впрочем, студию только начали тестировать, но если что-то и будет на этой почве, то думаю, будет легко побороть).
Из дополнительных советов по устройству ПП: укладывая в ПП армирующую сетку, свяжите её хомутами (т.н. кабельными стяжками), а потом выведите любым способом из пола провод, подсодинённый к этой сетке. Этот провод потом можно использовать для подключения к сигнальной земле для уменьшения фона – получится экран снизу. Сам сделал, но ещё не успел проверить , но работать должно .
Поверх бетонного ПП лучше и быстрее всего залить самовыраванивающийся пол, типа «Волма Нивелир». Он уже сам по себе будет выглядеть вполне приятно. При его заливке также надо сделать виброизолирующий слой, отделяющий ПП от стен. Я использовал стандартный фольгированный уплотнитель:
Посмотреть вложение 02
Вроде бы, всё.