1. Часть первая – проектирование и общестроительные работы.
Изначально всё пошло кувырком – это как у всех и всегда, и становится понятно это только спустя время. Впрочем, результат, не смотря на некоторые весьма авантюрные решения, оказался весьма неплох. Но – обо всём по порядку.
Итак, вводные:
Чего хотим: - студия звукозаписи, она же репетиционная, для собственного пользования (без цели зарабатывания денег изначально).
Где хотим: - район строительства – Краснодар, второй этаж отдельно стоящего гаража на частом участке,
Когда хотим: начало общестроительных работ – 2010г, внутренних работ – 2011г.
Габариты: по внутренним осям – 9,2 х 12,2м, итого 112м2, помещение прямоугольное, с выходом на балкон и внутренней лестничной клеткой, высота стен – 3,5м, потолка нет, вместо него – неутеплённая четырёхскатная крыша. В самой высокой точке (конёк крыши) высота – в районе 6м от капитального перекрытия.
Прочее (стаднартно):
- ограниченный бюджет
- знания акустики близкие к нулю
- нулевое время для принятия решений.
1.1 Проектирование.
Покурив форумы и позадавав ламерские вопросы про яичные лотки, пенопласт и минплиту на стенах, пришёл к выводу (точнее, подтолкнули), что нужно топать к «профи», которые всё спроектируют, и «прошефмонтажствуют». И пошёл я ко всем нам известным специалистам со своими хотелками. Уж не знаю, что я не так сделал – и чертёж в автокаде нарисовал, и ценой вопроса интересовался, но почему-то разговор не пошёл. После двух трёх писем обсуждение остановилось, так и не дойдя до конструктива – либо заказ мелок, либо ещё чего, не знаю. Но в общем, я понял: разбирайся, парень, сам. Ну и начал я разбираться.
Понятное дело, что первым учебником стал старикашка-Ньюэлл. Процесс инсталляции знаний о модах, гребенчатом фильтровании, типах поглощения и т.д. происходил в экстренном режиме, мозг кипел, автокад жаждал чертежей (как и бригада каменщиков), в общем – в этих далёких от оптимальных условиях пришлось на свой страх и риск рожать первые чертежи планировки студии.
Опущу все варианты, которые изначально были – далеко не все сохранились, а те что сохранились нет смысла обсуждать. На момент проектирования сформировались основные хотелки:
- контрольная комната имени Т. Хидли (она же имени Ньюэлла) площадью 25м2 без учёта акустической обработки;
- каменная комната (я энтузиаст-авантюрист, комнат таких у нас практически нет, на русских форумах кроме комнаты Старцева других обсуждений не нашёл, а Ньюлл хвалит. Ну как же не повод отличиться?!)
- всё остальное – тон зал.
- ну и естественно – лестничная клетка, как без неё.
После бессоных ночей с книжками, форумами и автокадами, получилось вот что:
Посмотреть вложение 01
Как и планировалось, на этаже оказалось четыре помещения: лестничная клетка (внизу слева), контрольная (внизу справа), каменная комната (вверху слева), тонзал – всё что осталось. А, кстати нет: в треугольной нише за правым монитором контрольной сама собой очутилась аппаратная. И мне ОЧЕНЬ повезло, что я её сделал, ибо шумящего оборудования нынче более чем хватает.
Посмотреть вложение 012
Вот он, верхний этаж гаража, будущая студия.
В январе 2011г я выдал бумажку с планом стен каменщикам, прочитал им притчу об установке этих стен на минплиту высокой плотности, да засыпании блоков песком, да не связывании параллельных стен между собой и стенами здания, пригрозил пальцем - и работа пошла.
На самом деле, работа над кладкой стен началась, когда ещё не было крыши, и это принципиальный момент, и вот почему. Как известно, стены кладутся из полого бетонного блока, заполненного песком. Блок имеет габарить 200х200х400мм. Из них 100х150х300 заполнены песком. Перемножив горстку чисел, получаем, что для стены высотой 3,5м, шириной в 200мм (т.н. «в пол-блока») и общей длиной порядка 56м, необходимо 2450 блоков общим объёмом 39м3, необходимый объём песка на заполнение – не менее 11м3, плюс песок для кладки, а ещё нужна минплита для прокладки между стенами, и цемент. Если всё это дело складывать слоем высотой 1м, то вы займете площадь где-то 65м2, т.е. больше половины помещения в 112м2. При этом необходимо, чтобы чтобы на этаже можно было ходить, и было свободно место, где будут располагаться будщие стены
. Чтобы стало ещё понятнее: если вычесть площадь стен, то останется места в районе 95м2, т.е. свободного пространства остаётся 30м2, и его надо расположить вдоль будущих стен, чтобы каменщики могли ходить и работать. Короче, вы уже поняли, что просто и не глядя покидать блоки и мешки на этаж в такой ситуации – это самоубийство.
А теперь ещё добавим к этому факт, что все указанные выше строительные материалы весят в районе 35-40 тонн. И если вы сначала накроете крышу, то придётся это всё таскать вручную на второй этаж. Ну, вы поняли: а) строительство – дело непростое и стратегическое, б) капитальное перекрытие и правда должно быть крепким, в) если есть возможность подать стройматериалы краном – подавайте (как сделал я) и не забудьте расположить их правильно (для чего возьмите кран с запасом грузоподъёмности и длиной стрелы, и пусть вся улица подождёт в виду невозможности его объехать, ха).
Далее – ура, начали кладку стен. Материалы расходуются, места становится больше. Ничего особенного в кладке стен нет, от себя пару нюансов:
а) стены ставятся на минплиту высокой плотности (от 150кг/м3)
б) чтобы кладка не «плавала» (минплита в местах, где больше рядов проложено, будет сжиматься сильнее деформируя форму кладки) - не поленитесь, вместо того, чтоб ставить блоки прямо на минплиту, проложите между минплитой и кладкой фанеру. Это удобнее и кладка будет ровнее на первом этапе.
Посмотреть вложение 02
Контрольная, вид изнутри.
Посмотреть вложение 03
Очертания контрольной, вид из тонзала. Там где окно – лестничная клетка.
Посмотреть вложение 04
Стены каменной комнаты, вид снаружи. Справа – выход на балкон.
Ещё один важны нюанс:
- стены, кладущиеся из заполненного песком блока, должны быть виброразвязаный как друг от друга, так и от несущих стен здания. Это порождает проблему: в виду отсутствия механической связи с чем бы это ни было, свободный край не привязанный стены может просто упасть
Поэтому приходится идти на компромисс: в месте, где наша стена стыкуется с капитальной стеной (как на фотографии выше возле двери на балкон) в кладку КАПИТАЛЬНОЙ СТЕНЫ, т.е. в процессе её кладки, вставляется тонкая металлическая сетка, либо т.н. «высечка». И далее, при кладке стены из блока, эта сетка также вставляется в швы между блоками. Получается связь, которая не имеет особой жёсткости по вертикали, но по горизонтали – имеет. Это не идеально с т. Зрения акустики, но вы же не хотите чтобы на вас упала стена весом пару тонн?
Существуют и более элегантные решения данной проблемы, но я использовал сетку, и результат меня устраивает. Ещё: сразу имейте в виду, что стык этих стен будет давать трещину в штукатурке, если таковая будет.
Посмотреть вложение 05
А вот так сжимается мин. плита по весом стены. Стена ещё не полностью сложена.
Ещё нюансы, которые нужно учесть (я учёл не все, хех).
- дверные проёмы. Должны быть выбраны с запасом под возможную толщину косяка двери.
- высота дверных проёмов. Если вы собрались делать плавающие полы, то смело добавляйте к высоте проёмов 20см (либо все 40см, т.к. высота блока – 20см).
- заранее подумайте и отобразите в проекте, как и куда у вас пойдут кабельные каналы, вент.каналы, трубы отопления и иные коммуникации. В местах установки коммутационных панелей нужно заложить отверстия. Куда проще сделать их сразу, нежели потом сверлить подвижную бетонную стену, заполненную песком.
- при выборе отметок отверстий в стенах не забывайте прибавлять высоту чистового пола.
Что получилось в результате?
Понятно, что стены
Я имею в виду субъективный акустический результат.
Во-первых, если вы избежали параллельности стен, то в помещении будет тихо. Во всяком случае, слишком тихо для помещений с бетонными стенами.
Во-вторых, как же ведёт себя стена из бетонного блока, заполненного песком? С т. зрения физики устройство подобных стен имеет две основные особенности:
а) эта стена виброизолирована от конструктива здания. Это означает, что вся вибрационная энергия, передаваемая ей звуковой волной, будет рассеиваться этой стеной без передачи «соседям». С точки зрения акустики и звукопоглощения помещения, в котором находится эта стена, это ПЛОХО. Т.к. вместо того, чтобы отправить нежелательные вибрации «куда подальше» по капитальной конструкции здания, эта стена будет честно вибрировать в помещении, пока энергия вибрации не перейдёт в тепло в результате трения. И вибрировать и гудеть эта стена, при прочих равных, будет сильнее, чем монолитная стена здания. Зато соседи (у меня это вредный отставной мент Серёжа) скажут спасибо.
б) наполненность песком позволяет погасить эти самые собственные вибрации более эффективно, чем это происходит в капитальных стенах. Причины очевидны: обычная капитальная стена, можно сказать, является однородной упругой конструкцией, имеющей весьма добротные и долгоиграющие резонансы. Единственная причина, по которой мы их обычно не слышим – та, что вибрирующей конструкцией является всё здание целиком, в итоге – частота и амплитуда значительно ниже, чем у нашей стены. Но вот наша стена является композитной, причем – в значительной мере (если сравнивать массу бетона и песка на 1 кв. м). Тут бетон является жёсткой составляющей, поддерживающей форму стены и одновременно позволяющей существовать колебаниям, а песок внутри неё – является очень хорошим «переводчиком» энергии вибрации в трение.
Итог: наша стена «оставляет» колебания «у себя» и гасит их максимально возможным эффективным путём. С точки зрения акустики удар по такой стене вызывает гулкий отзвук, который быстро рассеивается. Так что тишины от этих стен можете не ждать.