Mid/Side DIY mic (1 онлайн

3axap

Active Member
20 Сен 2004
274
94
28
49
Киев / Украина
dabloid.bandcamp.com
Доброго времени суток друзья! По ходу дела столкнулся с рядом вопросов, и хотел бы поделиться некоторыми мыслями и спросить совета у знающих людей.

Суть вопроса : Для полевых записей решил соорудить из подручных средств mid/side микрофон и вот что сразу хочется узнать:

1. Допустим это будут капсули Panasonic WM61 - как наиболее используемые в подобных DIY проектах - может есть какие то более рекомендуемые для данных целей? (по параметрам направленность\характеристики)
2. Linkkwitz mod - я так понимаю - без вопросов? Делать?
3. Пересекающийся с первым вопрос - WM61 - имеют omnidirectional направленность, но пока опустим это - если подключить два микрофона в противофазе - + на - - то получим характеристику "восьмерку"? Естественно направив их на 180 градусов.
4. Mid микрофон я бы хотел сделать направленным - следовательно капсуль поместить в интерференционню трубу, или, как я видел в дешевых миках на камерах - включить два микрофона за основным в трубке направив на 180 ˳в стороны на вычитание - таким образом отсечется все что сбоку.
5. По преампам вопрос отдельный - их тьма в интернете, и я был бы признателен за простой и качественный, если кто имел опыт сборки и использования. Но - без преампов эти капсули будут работать?
6. По интерференционной трубе тоже есть вопрос - нужны именно вертикальные пропилы с заданным интервалом - или можно две симметричные горизонтальные? - где то вроде и такая пушка попадалась на фото.

Включать планирую в Tascam DR-40, Zoom 4, Tascam DR-100.
Благодарю за внимание!
 

Tuvalu

Well-Known Member
18 Ноя 2011
661
404
63
www
Вот, я когда-то модифицировал известную схему преда под малошумящие ПТ 2SK30A http://diyfactory.ru/forum/index.php?showtopic=2464&view=findpost&p=29305
Он для капсюля без встроенного ПТ. Но это не проблема, главное, обеспечит выводы от стока и истока. Насколько я помню, в WM61 для этого надо просто разрезать перемычку исток-корпус.
С1 ставить не надо, он для симулятора. R6 можно варьировать в значительных пределах, он устанавливает Кус. Если полевик будет сильно другим, то надо будет поменять пару резисторов. В топике есть информация об этом и мн. другом в придачу. Этот пред намного качественней всяких повторителей, т.к. у него скомпенсированы ёмкости ЗИ и ЗС, благодаря следящим связям с выхода первого ОУ.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: 3axap

Peratron

Well-Known Member
6 Июн 2006
1.102
399
83
72
Москва
peratronika.narod.ru
В чём предполагаемая радость от MS-мика - при условии, что для него будут использованы исходно капсюли с неподходящей направленностью?
И при том, что получить MS можно от стереопары на банальной матрице?

ХИНТ: отдельное замечание про выбор мелких капсюлей - чудес на свете не бывает и малый размер мембраны приводит к повышенному уровню шумов и, кроме того, к специфическому звучанию мелкокалиберных капсюлей, для которых дальнее/ближнее поле сильно другие, чем для принятого для записи вокала дюймового калибра.
Потому имеет смыл всё ж разъяснить соль задумки - почему и для чего?
 
  • Like
Реакции: 3axap

3axap

Active Member
20 Сен 2004
274
94
28
49
Киев / Украина
dabloid.bandcamp.com
Ну с капсулями можно поэкспериментировать в довольно широком диапазоне - благо их есть в доступе, и цена минимальна.
Выбор малых капсулей обусловлен компактностью сетапа, что в свою очередь обусловлено минимизацией и мобильностью предполагаемой конфигурации.
Хочу писать эмбиенсы и всякий энвиройнмент - лес, поле, городской сквер, парк, железнодорожные станции в полях, звуки гудков электричек в промзонах...
Имеется TASCAM DR40 - у него два своих встроенных мика - с вариантами A/B и X/Y расположения. Хотел иметь возможность подключать еще одну пару зеркально, с приблизительно схожими параметрами, для последующего микширования в многоканалку. Никакого вокала! Понятно, что можно отдельно подключать полноразмерные микрофоны, и писать по схемам А/В, Х/Y, Блюмлейн, Шнейдер и что там еще есть. Но моя задача такова, что бы все время в рюкзаке, кроме фотоаппарата, лежал рекордер + минимум веса и размера.
По ходу экспериментов, хотел так же собрать несколько схем с пушкой и восьмеркой, ну еще есть всякая экзотика на западных форумах типа этой, что бы попробовать и послушать, что получится.
 
Последнее редактирование:

Peratron

Well-Known Member
6 Июн 2006
1.102
399
83
72
Москва
peratronika.narod.ru
Много лет держал в уме идею кластерных микрофонов - но, видно, заняться темой всерьёз так и не судьба.
Вот даже сподобился однажды сгоношить макетик:

claster_mic_1.jpg


Другая альтернатива использования мелких капсюлей - использовать их в качестве миков приповерхностного слоя.
Но кластеры на мой вкус гораздо перспективней - поскольку можно преодолеть главный недостаток, порождаемый малой мембраной, собирающей слишком малую долю акустической волны. По сути, кластер позволяет синтезировать мембрану нужного размера, да ещё сразу же чисто механически формировать нужную диаграмму направленности: микрофонный кластер подчиняется тем же законам, что антенная решётка типа ФАР.

С мид/сайд схемами экспериментировал много - и считаю их весьма перспективными - но не в данной задаче: м/с-мики хороши в сложных условиях ближне-среднего поля - а в данном случае поле как раз свободное и классическая стереопара с большой базой будет предпочтительней.
Впрочем, на такой точке зрения не настаиваю - но вот на то, что в данной задаче на первое место выходит чувствительность мика, обращаю особое внимание. И кластер позволяет наращивать эту чувствительность практически неограниченно, причём одновременно с формированием сверхвысокой направленности даже на весьма низких частотах.

Так, что рекомендую поразмыслить над кластерными миками и двигать именно в эту сторону...
 
  • Like
Реакции: 3axap

Peratron

Well-Known Member
6 Июн 2006
1.102
399
83
72
Москва
peratronika.narod.ru
Отдельно про преды для кластерных миков.

Не вижу смысла лепить схему для того, что б войти на стандартный микамп с симметричным входом и низкой чувствительностью.
Гораздо естественней и потому правильней сразу заходить на линейный вход - схема простецкая, качество выше...
 
  • Like
Реакции: 3axap

3axap

Active Member
20 Сен 2004
274
94
28
49
Киев / Украина
dabloid.bandcamp.com
Благодарю за идею подобного развития темы. Буду признателен за ссылки и схемы, я займусь кластерами, что касается линейного входа - какая схема нужна, чтобы зайти в него?
PS - быстрый поиск по кластерным микрофонам ничего не дал, или я не то ищу....
 

Alx_g

Well-Known Member
15 Окт 2011
411
272
63
Пенза
vk.com
@Peratron, а можете пояснить по ФАР, ведь на каждый микрофон по сути нужна своя линия обработки? И скорее цифровая.
Не просто же так их суммировать?
 
  • Like
Реакции: 3axap

Peratron

Well-Known Member
6 Июн 2006
1.102
399
83
72
Москва
peratronika.narod.ru
@3axap, ищете не про кластерные мики - по ним действительно ничего практически нет.
Ищите про кластерную акустику! Только там всё наоборот - вместо приёмников излучатели. Но волновая физика не отличается - и потому многое переносимо впрямую, а остальное - переносимо, но с умом.

Само понятие "кластерный микрофон" я в общем-то измыслил сам. Хотя посыл очевиден и на первородство я и не претендую.
Меня же огорчает инерция мышления тусовки - даже на верхних этажах её.

Рекомендую так же почитать физику антенных решёток в радиодиапазоне - тех же ФАР. Волновые принципы универсальны - тот же принцип Гюйгенса, к примеру. Надо только учитывать разницу в физической природе волны и среды её распространения.
Тут, конечно, потребуется энергичное шевеление извилинами - так, что учебник электроакустики под подушку и грызть теорию как следует...

ЗЫ: микрофоны приповерхностной волны (PZM-mics) - тоже к изучению!
[DOUBLEPOST=1468090735][/DOUBLEPOST]@Alx_g, в отличие от ФАР, мы не претендуем на оперативное управление свойствами антенного полотна и потому можем заменить активные фазокруты/ЛЗ пространственным расположением элементарных излучателей.

Общего же тут - множество элементарных приёмников/излучателей - что позволяет формировать свойства суммарного макро-приёмника. Как, к примеру, это делается в кластерных АС...

ХИНТ: хотя про оперативное управление я, есно, декржу в уме - и готов был бы спроектировать уникальные акустические системы для студийного применения (например, активные звукопоглотители - нажал кнопочку и настроил тон-студию из церковного зала в каверну или гараж. Или в глушняк.
Но это уже другая тема - хотя физика в общем-то та же...

ХИНТ: ещё один источник информации - гидроакустика!
Там реально применяется то, что напрямую просится в студию - но тусовка так и не доперла до этого...
 

Ifrit

Злой я
31 Окт 2007
4.153
3.399
113
По матричным микрофонам было в последние года два-три немало материалов в JAES. Доберусь до дома посмотрю.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: 3axap

Peratron

Well-Known Member
6 Июн 2006
1.102
399
83
72
Москва
peratronika.narod.ru
@Alx_g, а то!
Я это знаю ;-)

ХИНТ: у меня на складе идей этого добра - навалом...
;-)

Комментарий к фотке макета.
Купил в своё время на митьке коробку капсюлей - за никакие деньги (3руб х 100 шт).
Как раз под это дело...

С макетом не парился - всё по простоте:

- капсюли склеил мягким клеем (88Н), ориентировав выводы, что б шины удобней вести.
- все капсюли запараллелены
- схема преда размещена на слепыше, который виден снизу от антенной решётки. Для этого взял кусок стеклотекстолита, одну сторону оставил целой, а на второй нарезал полоски, на которых всё и собрал (по типу вероборда, но без сверловки дырок).
- схему опишу словами: кластер питается от кроны через резистор, такого номинала, что б получилось 4...5 Вольт. В эту точку засунута база PNP, эмиттер на плюсе через резистор, коллектор на земле - тоже через резистор. В целом режим подобран так, что б получился усилитель с усилением в несколько единиц (сейчас нюансы не помню - давно было).
Выход - с коллектора, через развязывающий электролит. Возможно, что эмиттерный резистор зашунтирован электролитом с сопротивлением, ограничивающим усиление (много тут не надо).

И всё!

ХИНТ: капсюли меня поразили - в них полевик с нулевым смещением, задающим начальный ток 0.18 мА
Разброс токов убил наповал - меньше полупроцента!

Я потом выковыривал транзисторы и ставил в качестве генераторов тока, когда приспичивало.

Сигналы от частных капсюлей в кластере суммируются - причём, соотношение С/Ш улучшается прямо пропорционально корню квадратному из числа элементов кластера. Причём, как по электричеству, так и по акустике.

ХИНТ: таким макаром можно получить большие антенные полотна - реально БОЛЬШИЕ.
Конечно, лучше всё вплотную забивать элементами - перехватывая энергию волны. Но если элементы раздвигать - никто не обидится: направленность полотна не изменится, поскольку зачёт по среднему размеру.
Можно полотно изгибать - и тем формировать направленность. Например, для вокала сделать решётку в десяток дюймов по горизонтали и изогнуть её цилиндром, вокруг рта вокалиста (все на одинаковом расстоянии) - потому волна придёт без запаздываний на все элементы и схватит звук интересным образом.
Можно изогнуть по сфере, ловя внешний сигнал... Ну, в общем тут море возможностей управления характеристиками.

ХИНТ: можно отдельные группы (суб-кластеры) частотно корректировать - тоже интересная возможность...
 
  • Like
Реакции: Alx_g и 3axap

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)